Брук, Питер


Питер Стивен Пол Брук (англ. Peter Stephen Paul Brook; 21 марта 1925 — 2 июля 2022) — английский режиссёр театра и кино.

Питер Брук родился в Лондоне в еврейской семье — его родителями были эмигранты из Двинска (Витебской губернии) Саймон (Семён Матвеевич) Брук и Ида Юдельсон. Двоюродный брат советского и российского режиссёра Валентина Плучека[8].

Учился в Вестминстерском колледже, но из-за болезни прервал занятия и два года провёл в Швейцарии. Вернувшись в Англию, изучал лингвистику, закончил Магдален-колледж Оксфордского университета[9], во время учёбы снял малобюджетный фильм «Сентиментальное путешествие» — экранизацию романа Лоренса Стерна и поставил «Доктора Фаустуса» Кристофера Марло (1942). Театральным событием стал его спектакль «Ромео и Джульетта» (1947), вызвавший оживлённые споры в английской театральной критике[10]; в нём он использовал свою идею «пустого пространства», убрав со сцены за полчаса до премьеры многие декорации.

В 1968 году приглашён Жаном-Луи Барро в Париж, где основал Международный центр театральных исследований, созданный под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра[11]. Со своей интернациональной труппой он периодически выезжал в далёкие гастроли, часто в экзотические места Африки и Азии. В 1973—1974 годах работал в США, с 1974 года жил и работал в Париже (Театр Буфф дю Нор).

Как театральный режиссёр Питер Брук испытал влияние идей Бертольта Брехта, Всеволода Мейерхольда, Ежи Гротовского, а также Антонена Арто. По поводу искусства актёра Брук писал:

Школа Мейерхольда делала акцент на выразительности тела. Гротовский по-своему развил это направление и вызвал особый интерес к языку тела и движения. С другой стороны, Брехт настаивал на том, что актёр должен быть не наивным дурачком, каковым его считали в девятнадцатом веке, а думающим, размышляющим человеком своего времени. Школа Станиславского и её последователи уделяли огромное внимание проблемам эмоциональной погружённости актера в роль. Все три направления необходимы.[12]