Марван I ибн аль-Хакам


Марван I (Марван ибн аль-Хакам) (623—685) (араб. مروان بن الحكم ‎) — четвёртый омейядский халиф. Основатель марванидской поддинастии Омейядов. Двоюродный брат халифа Усмана, одного из четырёх праведных халифов.

Марван ибн аль-Хакам был любимцем Усмана, после вероломного убийства которого он, как мужественно защищавший своего халифа, вынужден был бежать[1]. Пришёл к власти после отречения в июне 684 года Муавии II.

Одержал победу над полководцами своего соперника, Абдуллаха ибн аз-Зубайра, после чего был признан в Сирии, Египте и Месопотамии[1].

Марван родился в 623 или 626 году[2]. Его отцом был аль-Хакам ибн Аби аль-Ас из клана Умайя (Омейяды), самого сильного клана курайшитов, доминировавшего в городе Мекка в Хиджазе[2][3]. Курайшиты массово обратились в ислам примерно в 630 году после завоевания Мекки пророком Мухаммедом, который сам был курайшитом[4]. Марван знал Мухаммеда и, таким образом, считается одним из сахабов последнего (спутников)[2]. Матерью Марвана была Амина бинт Алкама из клана Кинана[2], доминировавшего в области, простирающейся на юго-запад от Мекки до береговой линии Тихама[5].

Во время правления халифа Усмана (644–656) Марван принял участие в военной кампании против византийцев в Карфагене (в центральной части Северной Африки), где он приобрел значительные военные трофеи[2][6]. Они, вероятно, легли в основу значительного богатства Марвана, часть которого он инвестировал в недвижимость в Медине[2], столице халифата. В неустановленный момент он служил губернатором Усмана в Фарсе (юго-западный Иран), прежде чем стать "катибом" (секретарем или писцом) халифа и, возможно, надзирателем казначейства Медины[2][7]. По словам историка К.Э. Босворта, в этом качестве Марван «несомненно помог» в пересмотре «того, что стало каноническим текстом Корана» в правление Усмана[2].

Историк Х.Н. Кеннеди утверждает, что Марван был «правой рукой халифа»[8]. Согласно традиционным мусульманским данным, многие бывшие сторонники Усмана среди курайшитов постепенно отказались от его поддержки в результате всепроникающего влияния Марвана, которого они обвиняли в спорных решениях халифа[7][9][10]. Историк Ф. Доннер ставит под сомнение правдивость этих сообщений, ссылаясь на маловероятность того, что Усман оказался бы под сильным влиянием более молодого родственника, такого как Марван, и редкость конкретных обвинений против последнего, он описывает эти сообщения как возможную «попытку более поздней исламской традиции спасти репутацию Усмана как одного из так называемых «праведных» халифов, выставляя Марвана источником печальных событий конца двенадцатилетнего правления Усмана»[7].