Мариупольский морской торговый порт


Мариу́польский морско́й торго́вый порт — порт на побережье Азовского моря, один из пяти крупнейших на Украине. Порт оснащён ледоколом и ледокольными буксирами, что делает его работу независимой от зимних погодных условий. В последние годы[какие?] тут реконструированы морвокзал и прилегающие территории, оборудованы специализированные помещения для пограничной, таможенной, карантинной служб. В ближайшее время планируется открытие пассажирского и грузового сообщения с Турцией, Грецией, Италией и другими средиземноморскими странами.

9 июня 1808 года российский император Александр I подписал указ о создании в Мариуполе портового управления и карантинной заставы. Рождение Мариупольского порта было логическим продолжением бурного развития промышленности юга России во второй половине XIX века. В 1886 году в пяти километрах от города у Зинцевой балки началось строительство нового Мариупольского морского порта.

За три года было построено три мола и два волнолома (общая длина более 3 км), набережная (850 м), углублена гавань до 14 футов (4,26 м), проложено мощёное шоссе от города к порту, продлена железная дорога от станции Мариуполь к порту (3,35 версты) и на территории порта (3,46 версты), построены различные портовые сооружения, установлено погрузочно-разгрузочное оборудование.

2 сентября 1889 года состоялось торжественное открытие Мариупольского порта — на набережную порта было подано 18 вагонов, гружённых углём. Эта дата считается началом эксплуатации порта, который имел огромное значение для страны. По объёму ассигнований в период 1867—1904 годов Мариупольский порт, не имевший военного назначения, занимал третье место в России.

13 июня 1907 года рабочие Мариупольского порта начали забастовку. Забастовка была подавлена войсками.

Акватория порта включает в себя внутренний и внешний рейды, а также подходные каналы Угольной гавани и порта Азовсталь. Внутренний рейд состоит из аванпорта, Угольной, Хлебной и Западной гаваней. Рейд защищён от волнения Северным, Южным, Восточным и Западным молами и Оградительной дамбой. На внешнем рейде имеются три района якорных стоянок судов.