Мариус-Ари Леблон


Мариус-Ари Леблон (фр. Marius-Ary Leblond) — коллективный литературный псевдоним, под которым писали Жорж Атена (фр. Georges Athénas, 26 февраля 1877, Сен-Дени (Реюньон) — 8 мая 1953, Париж, Франция) и Эме Мерло (фр. Aimé Merlo, 30 июля 1880, Сен-Дени — 7 апреля 1958, Реюньон) — французские писатели, журналисты и искусствоведы, лауреаты Гонкуровской премии 1909 года за роман «Во Франции».

Родились в Сен-Дени на французской колонии Реюньон. В 1898 они оба поехали в Париж учиться в Сорбонне. Там кузен Жоржа, реюньонский поэт Леон Дьеркс, ввёл их в литературные круги и познакомил с писателями Жозе-Мария де Эредиа, Сюлли-Прюдом, Франсуа Коппе и другими.

Молодые литераторы взяли за образец писателей натуралистического уклона и увлекались творчеством обоих Рони, с которыми был знаком Жорж. В конце века они написали свой первый роман под влиянием Мопассана — «Шарик Мари» (Marie la Boule). Под названием «Зезер» он был опубликован в 1903 году.

В 1900 году Эме из-за болезни лёгких перебрался в Алжир ради здорового климата. Вслед за ним уехал Жорж. Впечатления от жизни в этой французской колонии впоследствии отразились в романе «Во Франции» (En France). В 1907 года был опубликован «Вади». Это произведение, которое показывает отношения между колонизаторами-французами и колонизированными алжирцами, можно считать их первым «колониальным романом».

В 1900 Жорж и Эме основали свой первый журнал «Великая Франция» (La Grande France), который выходил до 1903-го. Отмеченный духом колониализма, он прежде всего имел целью противопоставить моральное величие Франции в её заморских владениях и банальное стремление Великобритании к колониальной экспансии. Уже в самом названии журнала чувствовалась параллель «La Grande France — La Grande Brétagne»[1].

С 1912 по 1952 год вместо этого журнала выходил еженедельник La Vie. Не отказываясь от программы, объявленной в «Великой Франции», он затрагивал широкий круг вопросов в науке, архитектуре, медицине, литературе, спорте, международной политике, а особенно искусстве. В журнале публиковались репродукции произведений современных художников и критические статьи об искусстве, авторами которых были, кроме Жоржа и Эме, Поль Клодель, Франсис Жамм, Поль и Виктор Маргеритт, младший и старший братья Рони, Поль Адан, Камиль Моклер, Альфонс де Шатобриан, Леон Энник, Рене Гиль, Гюстав Кан, Сюлли-Прюдом, Феликс Фенеон, Морис Дени, Поль Валери и другие. Сами Жорж и Эме опубликовали в своих и других журналах, согласно Катрин Фурнье, свыше восьмисот[1] статей, в основном литературно-критических.