Марксистско-ленинская философия


Маркси́стско-ле́нинская филосо́фия, «марксизм-ленинизм» — официальное советское философское учение, предполагаемое как созданное на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина; учебная дисциплина (предмет обучения).

Составными частями марксистско-ленинской философии считались диалектический материализм, игравший роль метафизики, и исторический материализм, игравший роль социальной философии и философии истории. Иногда сюда же относили марксистско-ленинскую этику и марксистско-ленинскую эстетику. Одним из важнейших разделов советской философии была также "критика буржуазной философии[sk]"[2].

Марксизм-ленинизм обрёл законченную форму в Советском Союзе в 1930-е годы. Главными источниками марксистско-ленинского учения были сочинения Иосифа Сталина. Кратчайшим изложением учения можно считать статью «О диалектическом и историческом материализме» («Правда», 12 сентября 1938 года)[3]. Окончательные формулировки содержатся в Кратком курсе истории ВКП(б)[4]. Даже после XX съезда КПСС и критики И. В. Сталина (в том числе и его сочинений) основные установки марксизма-ленинизма, по существу, не изменились.

Марксистско-ленинская философия представляет собой часть идеологии марксизма-ленинизма, выступавшей на протяжении десятилетий в XX веке в качестве базовой для социалистических стран.

Марксистско-ленинская философия стала средством идеологического контроля в советской науке и общественной жизни СССР в целом. В некоторых случаях это приводило к кампаниям репрессий, в ходе которых целые научные направления объявлялись «буржуазными» и «идеалистическими», а их приверженцы подвергались гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтожения[5]. Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, в результате которой генетика в СССР оказалась под идеологическим контролем, и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет[6]. В ходе этой дискуссии «идеалистической» была объявлена гипотеза о существовании наследственного вещества, а «материалистическим» — содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т. Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» О. Б. Лепешинской.