Марксистская эстетика


Марксистская эстетика — теория искусства, основанная на марксистском, материалистическом понимании истории. Методологически‐мировоззренческой основой марксистско‐ленинской эстетики является диалектический и исторический материализм[1]. Опирается на ленинскую теорию отражения.

Маркс считал, что искусство является органической частью целостного процесса истории, одним из проявлений общественного сознания. По этой причине эволюции искусства, по мнению Маркса, следует искать в общественном бытии людей, в развитии производительных сил и производственных отношений[2].

Выработке общих принципов марксистской эстетики способствовал Франц Меринг[3]. Большую роль в становлении марксистско-ленинской эстетической науки сыграли А. В. Луначарский и А. М. Горький[4].

В СССР существовали различные взгляды на марксистскую эстетику. Видное место среди них занимают взгляды Михаила Лифшица, который отстаивал идею коммунистического идеала как утверждения свободного творчества и всесторонне развитой личности. Не менее существенное влияние на развитие эстетической теории в Советском Союзе оказал Эвальд Васильевич Ильенков: несмотря на то что ключевым направлением его мысли были диалектико-материалистические исследования, а в последние годы - теория психологии, на протяжении жизни им оставлены многочисленные эстетическое работы, оформленные в сборник "Искусство и коммунистический идеал" (1980).

В восточноевропейском марксизме большое значение имели труды Дьёрдя Лукача, который в 1960ых годах писал в своей книге "Своеобразие эстетического" о том, что марксистской эстетики ещё не существует, что её только предстоит создать[5].

Существенное влияние на развитие марксистской эстетики оказали художественные концепции М.С.Кагана и И.И.Иоффе[6].