Марсолёт


Первым в истории человечества марсолётом в строгом смысле слова стал американский беспилотный роботизированный вертолёт «Ingenuity», осуществивший 19 апреля 2021 года полёт на Марсе на собственном двигателе, предназначенном для многократных полётов в атмосфере другого небесного тела[1][2][3]. На конец 2022 года он совершил 33 полёта общей протяжённостью 7,48 км и продолжительностью около часа[4][5].

Морфологически «марсолёт» — слитное сложное слово, образованное по такому же типу собственного или тематического словосложения[6], что и звездолёт и планетолёт, по отношению к которым этот термин является уточняющим в порядке углублённой классификации. Одинаковый для всех этих терминов второй корень «-лёт» указывает на общность по признаку полёта как формы физического перемещения. Однако в своём истолковании новый термин «марсолёт» не получился однозначным.

В варианте «звездолёт → планетолёт → марсолёт» последовательность «звезда → планета → Марс» варьируемый первый корень играет роль указателя направления движения: «к, на, в сторону». Примеры словоупотребления с такой семантикой отмечаются даже в 2010 годы; так в журнале «Наука и техника» № 5 за 2011 год марсолётом именуется тренажёр полётов на Марс, использованный в эксперименте «Марс-500»[7].

Однако в случае с аппаратами, действительно работавшими в экспедиции Марс-2020, Perseverance и Ingenuity, в паре названий «марсоход → марсолёт» первый корень закрепился в роли константы места действия, а вариации второго корня стали отражать способ перемещения («ходить — летать»). Таким образом, сложились два равноправных варианта трактовки объекта «марсолёт», различаемых только по контексту словоупотребления.

Внеземное воздухоплавание — составная часть космонавтики, в которую этот предмет входит, как совокупность знаний об управляемом и неуправляемом перемещении в атмосфере небесных тел. На донаучной стадии, представленной в религиях и мифах древнейших народов, а также в фольклоре и позднейших утопических произведениях устройство внеземных миров полагается тождественным земному. Сюжеты перемещения в их пределах, если и встречаются, то способы такого движения столь же мифологичны, как и описываемые применительно к земной ойкумене. Несмотря на отсутствие в этих материалах прямой связи с современной наукой, обзор этих источников приводится в фундаментальных научных трудах многих теоретиков космонавтики, в частности у А. А. Штернфельда и Я. И. Перельмана[8].

Рубежными событиями и датами в этой предыстории стали: полёт братьев Монгольфье на воздушном шаре 21 ноября 1783 года; век спустя — воздухоплавательный снаряд с паровым двигателем Н. Е. Жуковского (1881—1885), более 2 тысяч полётов управляемых планеров Отто Лилиенталя (1891—1896) и, наконец, 17 декабря 1903 года, когда братья Райт подняли в воздух первый самолёт с двигателем, работавшим на керосине.


Ingenuity и будущие марсолёты НАСА