Ingenuity («Индженьюити»[12]; с англ. — «Изобретательность») — беспилотный роботизированный вертолёт НАСА, осуществивший 19 апреля 2021 года первый в истории полёт на Марсе на собственном двигателе, предназначенном для многократных полётов в атмосфере другого небесного тела[a][13][14]. Доставлен на Марс 18 февраля 2021 года экспедицией «Марс-2020» вместе с марсоходом Perseverance; окончательно выгружен на поверхность планеты 3 апреля 2021 года[15]. Имя Ingenuity получил в апреле 2020 года[16]. На этапе разработки назывался Mars Helicopter[17], Mars Helicopter Scout, а его инженерные модели для испытаний на Земле — Earth Copter; неофициально — Terry[18] и Wendy[19].
Ключевая роль[20] в создании механической основы аппарата (двигатели, винты, фюзеляж, шасси) принадлежит компании AeroVironment, которая сконструировала и построила его в 2013—2018 годах по заказу НАСА. Со своей стороны, Лаборатория реактивного движения (JPL) разработала авионику, написала программы и подобрала сенсоры для закупки в розничной сети COTS[17][21]. Принят в состав экспедиции «Марс-2020» 11 мая 2018 года[22] в статусе «аппарат класса D для демонстрации технологий с целью подтверждения концепции»[b][21][23].
На дату запуска НАСА вложило в проект 85 млн долларов США[1][c]. Для продолжения полётов по завершении «демонстрации технологий» обоснование ассигнований было обновлено, и следующий этап эксплуатации назвали «демонстрация оперативных возможностей»[d] использования вертолётов как вспомогательных средств[25], в частности, для доразведки трасс, уже намеченных для марсохода. C 30 апреля 2021 года финансирование Ingenuity регулярно возобновляется на ежемесячной основе[26][e]; в последний раз его продлили в марте 2022 года ещё по меньшей мере на 6 месяцев[7].
25 января 2024 года НАСА сообщило о завершении миссии марсианского вертолёта после повреждения в ходе планового полёта[28].
Несущим элементом конструкции аппарата является мачта[31], на которой укреплены панель солнечных батарей размером 425×165 мм, колонка соосных винтов (диаметр лопастей 1210 мм) и крестообразная платформа, снизу которой подвешен фюзеляж в форме параллелепипеда размером 195×163×136 мм. К верхним углам каркаса подведены раскосые стойки шасси[6].
На середину нижнего ребра передней грани фюзеляжа выведена обзорная камера RTEавионика. Стойки шасси сопряжены с каркасом через амортизаторы. При наклоне ~45° опоры стойки охватывают квадрат примерно 60×60 см[32] и обеспечивают под днищем фюзеляжа просвет около 13 см[6].
. В обтянутом термозащитной плёнкой «тёплом отсеке» фюзеляжа HWEB размещена