Подвеска


Подве́ска (система подрессо́ривания для гусеничных транспортных средств или рессо́рное подве́шивание для рельсовых транспортных средств) — совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с опорными элементами (колёсами, катками, лыжами и т. п.). Подвеска предназначена для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, также служит для повышения тяговых качеств машины.

Система подрессоривания гусеничных транспортных средств состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих ось колеса (одного катка) с корпусом машины или нескольких взаимосвязанных катков, соединённых с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем случае включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир.

Подвеска рельсовых транспортных средств (подвижной состав железных дорог, метро, трамвая) чаще называемая рессорным подвешиванием, включает в себя упругие элементы — рессоры (подвесные, эллиптические, воздушные, резиновые), пружины (винтовые, кольцевые, тарельчатые и др.) и гасители колебаний — гидравлические и фрикционные демпферы. В зависимости от требуемой степени смягчения усилий, действующих на кузов локомотива или вагона от его ходовых частей, подвешивание может быть одно-, двух-, трёхступенчатым. При многоступенчатом подвешивании между колёсными парами и корпусом находятся промежуточные конструктивные узлы, каждый из которых имеет свой набор однотипных упругих элементов. Например при двойном тележечном подвешивании (как у трамвайного вагона ЛМ-49) колёсные пары в буксовых узлах подвешиваются к корпусу тележки посредством вертикальных спиральных пружин, а сама тележка подвешивается к шкворневой балке корпуса вагона посредством полуэллиптических листовых рессор.

Также имеются редкие внесистемные типы: на поперечной стальной или углепластиковой рессоре, на монолитных резиновых демпферах, велосипедные на эластомерах.

Кроме производителей оригинальных элементов подвески существует несколько международных производителей, специализирующихся на вторичном рынке автокомплектующих, например: