Мартос, Иван Петрович


Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754, Ичня, Прилуцкий полк Гетманщины17 апреля 1835, Санкт-Петербург) — русский скульптор, один из крупнейших монументалистов классицистической школы последней трети XVIII — первой трети XIX века, создатель памятника Минину и Пожарскому в Москве. Академик (с 1782; ассоциированный член — «назначенный» с 1778) и профессор (с 1783), ректор скульптурного отделения (с 1814; заслуженный ректор с 1831) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1818)[1][2].

Иван Мартос родился в 1754 году в сотенном местечке Ичня Прилуцкого полка Войска Запорожского (ныне Черниговская область Украины) в казацко-старшинской семье. Основателями рода Мартосов были Мартин и Павел Мартосы, переселившиеся в Лохвицу на Полтавщине с Правобережья Днепра в конце XVII века[3]. Вероятно, фамилия Мартос (Мартус) балтийского происхождения[4], хотя писали о греческом и даже об испанском её происхождении[5][6].

Отец скульптора, Пётр Михайлович Мартос, был ичнянским сотенным атаманом (помощником сотника) (1749—1755)[7]. А. М. Лазаревский утверждал, что Пётр Мартос был корнетом[8], откуда и происходит информация о дворянстве отца скульптора. В действительности корнетом (1786) был племянник и полный тёзка отца скульптора (1744 г. р.)[3], сын его брата Михаила[9], есаул Воронковской сотни Переяславского полка (1775—1782)[10].

Выехав из Ични в детском возрасте, Мартос больше никогда не бывал на родине[4], хотя есть публикации, где утверждается противоположное[11][12][13]. В телевизионном документальном фильме[14] сообщается о длительном пребывании Мартоса в Киеве и Ичне в 1804 году, а также в Качановке в 1834 году (со ссылкой на народные предания)[11]. Документальные источники свидетельствуют о другом. В переписке с племянником И. Р. Мартосом (велась с 1816 по 1830 гг.) никакой информации о посещении Мартосом родных мест не обнаруживается. Скульптор писал племяннику 20 января 1821 года: «Я воображаю, что вы окружены прелестными видами величественного Днепра и окрестностей Киева; пожалуйста, опишите их, ваше перо послужит картиною, с них списанною. Киев все хвалят, но описания я нигде не читал, ни даже в „Сыне Отечества“, в котором всё пишут»[8]. В альбоме автографов «Качановка»[15], где записаны автографы 608 гостей усадьбы Тарновских, также нет Ивана Мартоса. Ичнянский краевед В. Балабай[16] писал о Мартосе: «Система воспитания оторвала гениального скульптора от Украины. Национальная тема в его творчестве вовсе отсутствует. А его любовь к Украине проявлялась только в желании посетить родную землю. Но за свою долгую жизнь он так и не успел этого сделать, имея все возможности»[17].