Махадева


Махадева (санскр. महादेव Mahādeva; хинди: Mahadev) — термин в индуизме, означающий великий (маха) Бог (дэва), «величайший Бог»; имя индуистского Бога Шивы (реже Вишну) или одного из его аспектов, или сопутствующих божеств[1]; один из эпитетов Рудры[2][3][4].

Согласно Падма-Пуране, Махадева — одно из восьми имен Рудры, данных ему Брахмой[4]. Махадева является одним из нескольких имен и аспектов Шивы, который также рассматривается многими как первый йог или гуру йоги. Он входит в число восьми форм «муртьяштака»[5] Шивы или одиннадцати форм Рудры. По цвету лица он может быть синим или белым. У него три глаза, а волосы уложены в виде короны спутанных волос — джата-мукута. У него может быть и обычная корона[6].

В соответствии с Амшумадбхедагамой (Aṃśumadbhedāgama)[7] и Шилпаратной (Śilparatna), Махадева считается первой из одиннадцати эманаций Рудры (Экадаша-Рудра[8]). Образы данного аспекта Шивы должны иметь три глаза и четыре руки белого цвета. Он также должен быть одет в белую одежду и стоять прямо (samabhaṅga) на лотосном пьедестале (padmapitha). Он должен быть украшен всеми украшениями и гирляндами, состоящими из всех цветов и держать переднюю правую руку в абхайе, а переднюю левую руку в позе варада, в то время как в задней правой руке нести боевой топор, а в задней левой руке мригу (mṛga)[9].

В Пуранах и Итихасах Махадева — это имя Шивы, упоминающееся в главе «Шива-пурана-махатмья», где он представляется в виде трехглазого Бога, вечного, которому преданно служили Вишну, Брахма и другие боги: «Он сиял, как десять миллионов солнц, и ему благоговейно служили Ганеша, Бхринги, Нандиша, Вирабхадрешвара и другие. Его шея имела синий оттенок; у него было пять лиц, три глаза, полумесяц как украшение на гербе, а его левая сторона приняла облик Гаури, обладавшей сиянием молнии. Он был бледен, как камфора и носил все украшения. Он был засыпан белым пеплом по всему телу и одет в белую ткань, он ярко сиял»[10]. Махадева также упоминается как одно из восьми имен Шивы (Śivanāma) в Шива-пуране (1.20), где объясняется способ поклонения глиняному фаллическому изображению (Pārthiva-liṅga) в соответствии с ведическими обрядами: «… восемь имен Шивы, а именно: Хара, Махешвара, Шамбху, Шулапани, Пинакадхрик, Шива, Пашупати и Махадева должны использоваться соответственно для обрядов принесения глины, замешивания, установки, заклинания, церемониального омовения, поклонения, жажды терпения и ритуального прощания. Каждое имя должно начинаться с префикса Oṃkāra[11][12]. Имя должно использоваться в дательном падеже, добавляя Namaḥ[13][14]. Обряды должны выполняться соответственно с большой преданностью и радостью".