Машхур Жусуп Копеев


Машхур Жусуп Копеев (1858, Баянаульский округ — 1931, Баянаульский район, Казахская АССР) — казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа.

Родился в 1858 году на территории современного Баянаульского района[1]. Происходит из подрода Кулик (каз. Күлік) рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза[2].

Обучался в аульской школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего совершил поездку по Северному и Центральному Казахстану. В ходе поездки собирал устное народное творчество и знакомился с бытом родов и племён, населявших эти края. В 1872 году Копеев поступил в медресе Кукельдаш в Бухаре[3]. По окончании медресе в 1875 году несколько лет проработал учителем в ауле[1].

Параллельно с преподаванием активно занимался публицистической деятельностью, печатаясь в газете «Дала уалаяты» («Киргизская степная газета») и журнале «Айкап». Знания и талант принесли ему большую популярность и авторитет в народе, благодаря чему Жусуп Копеев получил к имени почётную добавку «Машхур», что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный»[3][4][5].

В 1887—1890 годах совершал этнографические экспедиции в Самарканд, Бухару, Ташкент, Туркестан и другие города Средней Азии. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом Василием Радловым повлияло на формирование интересов Машхура Жусупа как собирателя казахского фольклора[1]. В ходе экспедиций было собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов[4][5].

В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, просвещения народа, свободы слова, права на труд[5]. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, а автора занесли в список политически неблагонадежных и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте. Известность получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери»[6].