Хоффман, Мельхиор


Мельхиор Хоффманн (нем. Melchior Hoffmann, ок. 1495, Швебиш-Халль — 1543, Страсбург) — один из лидеров анабаптистского движения в Нидерландах.

Познакомившись с Лютером и Меланхтоном в 1525 году, он ревностно стал пропагандировать Реформацию в Дерпте, Ревеле, Стокгольме, но позже примкнул к анабаптистам и повсюду стал распространять это учение. Его последователи, мельхиориты (иначе: гоффманиты), некоторое время держались в Страсбурге и Южной Германии.

Мельхиор Хоффман родился в южно-германском городе Швебиш-Халль (Швабия) и был скорняком по профессии. Его связь с реформационным движением началась с обращения в лютеранство в Прибалтике.

Находясь под влиянием богословских взглядов Карлштадта, Хоффман участвовал в движении иконокластов, распространившемся среди прибалтийских лютеран, и в результате был вынужден бежать из Ливонии в связи с начавшимися преследованиями. Некоторое время Хоффман провёл в Швеции, а затем в Дании, где он нашёл поддержку в лице датского короля. Однако его богословские взгляды, в частности отрицание реального присутствия в Евхаристии, настроили местных лютеран против него и в 1529 году Хоффман был вынужден уехать в Восточную Фризию, которая оказалась своего рода пристанью для многих радикалов.

В 1530 году Хоффман предпринял поездку в Страсбург, где встречался с Карлштадтом и Швенкфельдом. Под влиянием Карлштадта он отверг крещение в младенческом возрасте, но не принял идею перекрещивания для взрослых. Однако уже через год Хоффман был крещён, после чего занял видное место в Анабаптистском движении. Собрав вокруг себя разрозненные радикальные группы так называемых «сакраментарианцев» (такое название Лютер дал радикалам, отрицавшим как крещение младенцев, так и перекрещивание для взрослых), Хоффман стал фактическим лидером движения в Нидерландах и Нижней Германии. Некоторое время Хоффману приходится провести в Эмдене, в Нидерландах, так как власти Страсбурга пытались его арестовать. Когда волнения улеглись, он вернулся в Страсбург, где был арестован в мае 1533 года и окончил свои дни в тюрьме.

Богословие Хоффмана очень схоже с богословием Швейцарских братьев. Однако был ряд отличительных особенностей. Во-первых, очевидно под влиянием Швенкфельда, он принял учение о «Небесном Теле» Христа. Во-вторых, его отличал крайний апокалипсизм. По учению Хоффмана, количество перекрещённых должно достичь 144 тысяч избранных, которые должны ожидать Второе Пришествие Христа в 1533 году в Новом Иерусалиме, каковым был объявлен Страсбург. В этом же году Хоффман, объявивший себя пророком Илией, отправился в Страсбург где был арестован и содержался в заточении в ужасных условиях вплоть до своей смерти.