Менескаль, Роберту


Робе́рту Менеска́ль, также Менеска́л[2] (португ. Roberto Batalha Menescal) (род. 25 октабря 1937, Витория, штат Эспириту-Санту) — бразильский композитор, гитарист, аранжировщик, музыкальный продюсер. Наиболее известен как автор музыкальных произведений в жанре босса-новы. Удостен премии «Латинская Грэмми» в почётной номинации «За достижения всей жизни» (2013).

Менескаль не получил систематического музыкального образования (брал уроки игры на фортепиано, на гитаре, самостоятельно освоил аккордеон). Начал карьеру в 1957 г. как аккомпаниатор популярной певицы Силвии Теллис, гастролировал с ней по стране. В 1958 г. в Рио-де-Жанейро основал (совместно с Карлосом Лирой) школу игры на гитаре, где недолго преподавал. В 1963 г. выпустил первый сольный LP-альбом «A bossa nova», в 1964 г. — второй, «A nova bossa nova». В программу этих альбомов вошли инструментальные обработки песен А. К. Жобина, К. Лиры, Эумира Деодату, Маркуса Валли, а также 8 песен самого Менескаля, в том числе «Você» («Ты»), «Nós e o mar» («Мы и море») и «Adriana».

Признание в США пришло к Менескалю после концерта бразильских музыкантов, посвящённого босса-нове, который состоялся в ноябре 1962 г. в нью-йоркском Карнеги-холле. В программу этого эпохального нью-йорскского концерта были включены две песни Менескаля на стихи его друга и постоянного соавтора Р. Босколи (1928—1994) — «O barquinho» («Лодочка», в авторском исполнении) и «Ah! se eu pudesse» («Ах, если бы я мог», в исполнении Аны Люсии), впоследствии ставшие хитами. Полная запись концерта была выпущена в 1963 г. на LP под названием «Bossa nova in Carnegie Hall»; с тех пор альбом неоднократно переиздавался.

Международному признанию Менескаля способствовала Элис Режина. В 1968 г. в её ансамбле он выступил как аранжировщик и гитарист на престижном фестивале MIDEM в Каннах, затем (в том же качестве) гастролировал с Элис по европейским странам. Годом позже Элис записала три песни Менескаля на LP-альбоме «Элис и Тутс» («Elis & Toots», альтернативное название — «Aquarela do Brasil»; совместно с Тутсом Тилемансом) — «Você», «O barquinho», «A volta» («Возвращение»). Во всех трёх доминирует саудаде — типичная для бразильской лирики образная сфера любовного или ностальгического томления, обычно связанного с воспоминанием о прошлом.

В 1970 г. Менескаль занял должность художественного руководителя крупной звукозаписывающей корпорации PolyGram (бразильского отделения этой компании). Он продюсировал альбомы Каэтану Велозу, Галь Косты, Жилберту Жила, Лейлы Пиньейру, Марии Бетании и других талантливых музыкантов. При этом собственные аудиозаписи Менескаль почти не выпускал. В 1986 г. принял решение оставить административную работу и вернулся к творческой деятельности. В конце 1980-х гг. основал небольшую звукозаписывающую компанию с лейблом Albatroz, на котором, помимо своих, продюсировал альбомы других бразильских музыкантов.