Тилеманс, Тутс


Барон Жан-Батист Фредерик Изидор Тилеманс (фр. Jean-Baptiste Frédéric Isidore Thielemans), известный как Тутс Тилеманс (Toots Thielemans; 29 апреля 1922, Брюссель, Бельгия — 22 августа 2016, там же [2]) — бельгийский и американский исполнитель на губной гармонике, гитарист, мастер художественного свиста (англ. whistler). Крупнейший в XX веке исполнитель джаза на губной гармонике[3].

Свой путь в музыке начинал как гитарист. В 1949 году в Париже он принял участие в джем-сейшне вместе с Сидни Беше, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Максом Роучем. В 1949 и 1950 годах он участвовал в европейских турне Бенни Гудмена, осуществив в Париже свою первую запись вместе с товарищем по оркестру, саксофонистом Зутом Симсом. В 1951 году ездил в турне с бельгийским артистом Боббеяном Схупеном.

В 1952 году переехал в Соединённые Штаты, где работал с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Диной Вашингтон. На протяжении жизни он играл и записывался с музыкантами такого масштаба, как Элла Фицджеральд[4], Джако Пасториус, Пегги Ли, Куинси Джонс, Оскар Питерсон, Билл Эванс, Пол Саймон, Билли Джоэл, Аструд Жилберту, Элис Режина и другие.

Тутс Тильманс — автор джазового стандарта «Блюзетт», где он использовал унисонное звучание свиста и гитары. Впервые записанная Тутсом в 1962 году с текстом Нормана Гимбела, песня снискала крупный успех сразу нескольким певцам по всему миру, и впоследствии была многократно перезаписана и переиздана автором в различных студийных и концертных исполнениях. Фирменную игру Тутса также можно услышать в музыке к фильмам «Полуночный ковбой», «Жан де Флоретт», «Шугарлендский экспресс», «Якудза», «Турецкие наслаждения», «Побег», «Французский поцелуй», «Dunderklumpen» (также озвучивание одного из персонажей), «Том и Томас», а также во многих телепрограммах, например, «Улица Сезам». Его свист и гармошку можно услышать в рекламных роликах «Олд спайс», идущих в эфире многие годы.

В 1980-х годах выступал с бас-гитаристом, композитором и лидером группы Джако Пасториусом в различных составах от дуэта до «мини-биг-бэнда» в альбоме «Word of Mouth». В 1983 году участвовал в записи альбома Билли Джоэла «An Innocent Man»; его фирменная гармошка звучит в песне «Leave a Tender Moment Alone». Годом спустя, он появился в записи Джулиана Леннона «Too Late for Goodbyes» из альбома «Valotte». И «An Innocent Man», и «Valotte» были спродюсированы Филом Рамоном. В 1984 году он записался для альбома Билли Экстейна «I Am a Singer». В 1990-х Тильманс вступал в проекты, связанные с этнической музыкой. В 1998 году он выпустил альбом во французской эстетике под названием «Chez Toots» (игра слов: фр. «chez tous» -- "[в гостях] у всех" звучит идентично), включивший франкоязычную версию «The Windmills of Your Mind» в исполнении приглашённого вокалиста Джонни Матиса.