Мержанов, Мирон Иванович


Миро́н Ива́нович Мержа́нов (Мигран Оганесович Мержанянц, арм. Մերուժանյանց Միհրան Հովհաննեսի, 23 сентября 1895 — 13 декабря 1975) — советский архитектор. В 1934—1941 годах — личный архитектор Иосифа Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье.

В 1943—1954 годах репрессирован, работал в архитектурных «шарашках» от Москвы (Марфинская шарашка) и Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда (1938—1939)[2].

Архитектор родился в Нахичевани-на-Дону (сегодня — в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Оганес (Иван) Миронович Мержанянц служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником Ивану Айвазовскому. Мать – Рипсимэ (Ольга) Мартыновна Миесерова, дочь ростовского купца 1 гильдии[3]. Все три сына Ивана стали талантливыми специалистами — каждый в своей области. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 году еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской Александра Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон Белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920—1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова — собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней — стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора — угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.