Место встречи (статуя)


«Место встречи» (англ. The Meeting Place) — памятник работы британского скульптора Пола Дэя, созданный в 2007 году. Находится на вокзале Сент-Панкрас в Лондоне, Великобритания. Открыт вместе с реконструированным вокзалом Елизаветой II, королевой Великобритании.

Автором статуи по заказу «London and Continental Railways[англ.]» в рамках масштабной реконструкции одного из центральных вокзалов Лондона[англ.] выступил скульптор Пол Дэй[1][2][3]. Затраты на создание памятника составили 1 миллион фунтов стерлингов, тогда как на реконструкцию всего вокзала ушло порядка 800 миллионов[4][5]. В качестве модели для статуи выступил сам скульптор Дэй со своей женой Кэтрин[6][5][1]. Работал он в студии в Чичестере, графство Западный Суссекс, изготовив сначала мелкомасштабную модель из глины, потом её полноразмерную копию из полистирола, которая была отлита в гипсе, а затем в бронзе[5][6]. Работа над памятником была завершена в июле 2007 года, а в октябре он был установлен на вокзале[1][6][7]. 7 ноября того же года памятник был открыт вместе с реконструированным вокзалом Елизаветой II, королевой Великобритании[8][3]. Памятник располагается под часами на южном конце верхнего этажа вокзала Сент-Панкрас у терминала «Eurostar»[6][9]. Данные часы представляют собой копию с 10-метрового оригинала фирмы «Dent Clocks[англ.]», разбитого в 1970-х годах, но впоследствии собранного бывшим железнодорожником и установленного им на фасаде своего дома в деревне Тергартон[англ.], графство Ноттингемшир[10][11].

Памятник был не очень хорошо принят творческой общественностью Великобритании[5][9]. Скульптор Энтони Гормли отозвался о статуе как о «дерьме»[12], журналистка Джоан Бейквелл[англ.] назвала её «пошлой» и «банальной»[5], арт-критик Джайлс Уотерфилд[англ.] охарактеризовал как «худшее» из всего виденного ранее[13]. Художник Джереми Деллер сказал, что данный памятник «едва ли является произведением искусства»[14], писатель Уилл Селф отозвался о нём, как о «дерьмовом китче»[15], арт-критик Джонатан Джонс[англ.] назвал «идиотским по масштабам» и «лишённым художественного чувства»[16], журналист Стивен Бейли[англ.] — «непропорциональным и грубо изваянным»[17], а директор художественных программ Королевской академии художеств Тим Марлоу[англ.] — «ужасным, слащавым, сентиментальным образчиком китча»[14]. Также в отзывах фигурировали такие эпитеты, как «преувеличенный», «воистину ужасающий», «тоскливый и скорбный»[2][18]. Между тем, журналисты писали, что «Место встречи» в будущем встанет в один ряд с «Поцелуем» Родена в Париже и Статуей Свободы в Нью-Йорке[5][6][18]. Сам же скульптор Дэй ответил, что критика, которой подвергся памятник, и есть собственно «дерьмо»[2]. В 2008 году, после дополнения постамента памятника фризом, скульптор столкнулся с новой порцией критики[18][19][20]. Между тем в его поддержку выступил арт-критик Дэвид Ли[англ.], нашедший фриз довольно «сатирическим взглядом на то, что такое Лондон»[21].