Метареализм


Метареализм — течение (или школа) в поэзии 1970—1990-х годов XX века, означающее «метафизический», а также «метафорический реализм»[1]. Сходным образом это течение определяет поэт Константин Кедров, вводя термин метаметафоризм.

Термину метареализм за пять лет до его появления предшествовал термин Константина Кедрова — метаметафора[2]. Тогда же, в 1979 году, Константин Кедров впервые представил публике трёх поэтов-метаметафористовПарщикова, Ерёменко и Жданова — в каминном зале ЦДРИ[3]. В печати термин впервые опубликован в журнале «Литературная учёба» (1984, № 1) в манифесте К. Кедрова «Метаметафора Алексея Парщикова». В 1989 году в его же монографии «Поэтический космос» издательства «Советский писатель» опубликована глава «Рождение метаметафоры». Термин метареализм предложен Михаилом Эпштейном и обнародован пять лет спустя после вечера трёх метаметафористов в каминном зале ЦДРИ, о котором вспоминает Юрий Арабов, но на котором Эпштейн не присутствовал.

8 июня 1983 года в том же Центральном доме работников искусств Эпштейн зачитал «Тезисы о метареализме и концептуализме» в начале дискуссионного вечера «К спорам о метареализме и концептуализме»[4][5][6]. С тех пор этот термин вошёл во все основные энциклопедии и словари, например, в «Словарь литературных терминов»[7]; некоторые представители школы вошли также и в «Британнику» (статья «Русская литература XX века»)[8]. Поэзия метареализма, именно в её понимании как сугубо российской школы поэзии, по сравнению с другими тенденциями или направлениями в современной русской поэзии, обращала и обращает на себя значительное внимание в литературных кругах США (начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день)[9].

Согласно М. Эпштейну, «метареализм напряжённо ищет ту реальность, внутри которой метафора вновь может быть раскрыта как метаморфоза, как подлинная взаимопричастность, а не условное подобие двух явлений. Метареализм — это не только „метафизический“, но и „метафорический“ реализм, то есть поэзия той реальности, которая спрятана внутри метафоры и объединяет её разошедшиеся значения — прямое и переносное». Основным тропом метареальной поэзии, по Эпштейну, является метабола, отличная и от метафоры, и от метонимии. "Метабола — это образ, не делимый надвое, на прямое и переносное значение, на описанный предмет и привлеченное подобие, это образ двоящейся и вместе с тем единой реальности."[10].

Современными исследователями не разграничиваются термины «метабола» М. Н. Эпштейна и «метаметафора» К. Кедрова. См. также: К. Кедров, «Энциклопедия метаметафоры» (2000, ДООС). Кроме того, понятие «метафизический реализм»[11], введённое Юрием Мамлеевым, не имеет ничего общего ни с метареализмом, ни с метаметафорой, ни с метаболой.