Метражная камера


Метра́жная ка́мера — разновидность съёмочных камер, оправа объектива которых может перемещаться для фокусировки, но вспомогательные устройства для точного определения расстояния до снимаемого объекта (дальномер, матовое стекло, зеркальный обтюратор) отсутствуют. Наводка на резкость в таких камерах осуществляется по шкале расстояний (метража), нанесённой на оправу объектива.

При этом расстояние до объекта съёмки может определяться на глаз или измеряться с помощью рулетки. Такой способ неудобен или обеспечивает низкую точность, но возможен при использовании сравнительно короткофокусной оптики с большой глубиной резкости[1]. В фотографии аппаратура такого типа чаще всего называется шкальный фотоаппарат[2].

Киносъёмочная аппаратура первых лет кинематографа не оснащалась фокусировочными устройствами, и наводка производилась по шкалам вплоть до появления в 1912 году камеры «Bell & Howell 2709» со сдвижным матовым стеклом, по которому перед съёмкой можно было точно сфокусировать объектив[3].

Небольшим размерам «немого», и особенно «классического» кинокадра, соответствовали сравнительно короткофокусные объективы, допускающие невысокую точность фокусировки по шкалам. Лёгкие ручные камеры строились по метражному принципу вплоть до начала 1950-х годов. Наиболее известным примером этого можно считать хроникальный аппарат «Аймо» и его советские аналоги «КС-4» и «КС-5»[4]. Большой размер кадра фотоаппаратов первых десятилетий и малая глубина резкости нормальных объективов требовали точной фокусировки по матовому стеклу или с помощью дальномера. Метражный принцип стал возможен лишь в малоформатной аппаратуре с небольшой диагональю кадрового окна и фокусными расстояниями объективов, характерными для 35-мм кинокамер. Одним из первых шкальных фотоаппаратов стала камера «Leica I», выпускавшаяся с 1925 года. Однако, для профессиональной съёмки, требующей повышенной резкости, модель комплектовалась съёмным дальномером[5].

Несмотря на то, что дальнейшее совершенствование малоформатной и полуформатной аппаратуры привело к появлению встроенного дальномера и других аналогичных приспособлений, появился целый класс простых фотоаппаратов, оснащённых несменным короткофокусным объективом со шкалой расстояний. Небольшой размер кадра шкальных камер позволял упростить фокусировку, иногда заменяя метражную шкалу символами «портрет», «групповой портрет» и «пейзаж»[6]. С появлением автофокуса шкальная аппаратура уступила место дешёвым автоматизированным «мыльницам», а в цифровой технике потребительского уровня из-за миниатюрных размеров матриц более распространён объектив типа фикс-фокус. Метражные любительские кинокамеры были вытеснены видеокамерами, фокусирующимися по изображению электронного видоискателя.