Обычный формат фильма


Обы́чный форма́т, классический формат, академический кадр — кинематографическая система, использующая стандартную перфорированную 35-мм киноплёнку с классическим соотношением сторон 1,37:1 получаемого на экране изображения и одноканальной оптической фонограммой (или пространством для неё) между изображением и перфорацией с одной стороны[1]. Обычный формат для съёмки и демонстрации кинофильма использует сферическую (аксиально-симметричную) оптику и стандартную частоту 24 кадра в секунду[2].

В СССР на 35-мм киноплёнке выпускались фильмы трёх разновидностей: «обычного формата», «кашетированные» и «широкоэкранные», о чём делалась соответствующая надпись на коробке с фильмокопией и зарядных ракордах. Поэтому название «обычный формат» в кинематографическом обиходе заменило более правильное «классический».

Размеры и расположение изображения на киноплёнке для обычного формата регламентированы нормативными документами SMPTE и российскими стандартами. При киносъёмке пространство, предназначенное для совмещённой фонограммы на фильмокопии, остается пустым. Поэтому размеры кадра[3] негатива и позитива не различаются, а кадровое окно кинопроектора лишь незначительно меньше размера исходного изображения, чтобы исключить появление каймы при проекции. Кадровое окно киносъёмочного аппарата обычного формата имеет размеры 16,0×21,95 мм по ГОСТ 24229—80[4][5], а полезный проецируемый на экран кадр — 15,29×20,96 мм. Поэтому классический формат может быть как производственным, так и прокатным, то есть с негатива обычного формата возможна контактная печать совмещённых фильмокопий в таком же формате[6]. Объектив киносъёмочных аппаратов обычного формата смещён относительно оси симметрии киноплёнки вследствие несимметричного расположения кадра.

Формат имеет академическое соотношение сторон 1,375:1, узаконенное 15 марта 1932 года Американской академией киноискусства[7] и использует шаг кадра в четыре перфорации, считающийся стандартным[8]. Обычно соотношение сторон «классического» кадра сокращают до 1,37:1, что также отражено в иногда употребляемом названии «Формат 137». Некоторые источники указывают значение 1,33:1, что неверно, поскольку это соотношение сторон относится к аналоговому телевидению стандартной чёткости и кадру немого кинематографа с другими размерами изображения, которое занимало всю ширину киноплёнки между перфорациями, не оставляя места под фонограмму. Кроме того, по сравнению с «немым кадром» обычный формат имеет более широкий межкадровый промежуток.

Стандартизация обычного формата стала результатом соглашения ведущих киностудий, заменив почти квадратный кадр 1,16:1 первых систем звукового кинематографа «Мувитон» (англ. Movietone)[9][10]. После этого немой кадр 1,33:1 использовался гораздо позднее в качестве производственного формата «Супер-35».