Мувитон (кинематограф)


Мувитон (англ. Movietone) — одна из первых систем звукового кинематографа с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Дорожка переменной плотности фильмокопий стандарта «Мувитон» пригодна для воспроизведения любым современным кинопроектором, поскольку совпадают как частота проекции, так и смещение точки чтения дорожки относительно проекционного окна.

Автором системы «Мувитон» считается Теодор Кейс (англ. Theodore Case), внёсший большой вклад в совершенствование предыдущей технологии «Фонофильм Фореста». Принцип модуляции света, использованный для получения дорожки переменной оптической плотности, был разработан им вместе с помощником Эрлом Спонэблом (англ. Earl I. Sponable) во время Первой мировой войны для морского оптического телеграфа. Основные составляющие, такие как малоинерционные газосветная лампа (англ. AEO-light) и фотоэлемент на основе сульфида таллия, были отработаны этими инженерами в инфракрасной межкорабельной связи ВМС США. После конфликта с Ли де Форестом (англ. Lee de Forest) Кейс и Спонэбл занялись созданием собственной технологии звукового кино на тех же компонентах[1]. Начиная с 1924 года велись разработки специальной микст-камеры, предназначенной для съёмки изображения и записи звука на общую негативную киноплёнку. Первой попыткой была переделка серийного аппарата «Белл-Хауэлл 2709» (англ. Bell&Howell 2709). Более удачная камера была сконструирована и собрана корпорацией Wall Camera, впоследствии известной трёхплёночными киносъёмочными аппаратами для панорамной киносистемы «Синерама».

Главным отличием системы Кейса от стандарта Де Фореста стала увеличенная до 24 кадров в секунду кадровая частота, совпадающая с получившим распространение «Вайтафоном». Кроме того, теперь фонограмма стала опережать изображение на совмещённой фильмокопии, тогда как в «Фонофильме» она отставала. Такое расположение понадобилось для того, чтобы поместить звукоблок камеры и проектора после кадрового окна по ходу плёнки, а не перед ним, как это было раньше. Это решение позволило повысить равномерность движения киноплёнки в районе звукоблока, лучше изолируя этот участок лентопротяжного тракта от прерывистого перемещения в районе проекционной головки[1]. Смещение фонограммы составляло 368 миллиметров или 19,5 кадров, практически совпадая с современным стандартом SMPTE в 21 кадр. Из недостатков технологии самым неприятным было почти квадратное изображение на экране с соотношением сторон 1,16:1[2]. Размещение звуковой дорожки между перфорацией и изображением вынудило разработчиков сузить «немой» кадр 18×24 мм до размера 18×21[3][4]. Недостаток был устранён в последующих системах с классическим кадром 16×22 мм.