Фонофильм Фореста


Фонофильм Фореста, Фонофильм (англ. Phonofilm) — одна из первых систем звукового кино с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке[1]. Технология, разработанная Ли де Форестом в начале 1920-х годов, обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Стандарт не получил распространения из-за низкого качества звука, но стал основой для последующих систем. Совмещённые фильмокопии с фонограммой «Фонофильм» не поддерживаются современными кинопроекторами из-за невысокой частоты проекции 16 кадров в секунду, характерной для немого кино. Кроме того, смещение звуковой дорожки обратно нынешнему стандарту SMPTE, и рассчитано на расположение звукоблока перед кадровым окном, а не после него.

В 1919 и 1920 годах изобретатель первого триода «Аудион» подал патентные заявки на систему звукового кино «Фонофильм Фореста» (англ. DeForest Phonofilm) с записью звука и изображения на общий носитель. Система предусматривала запись звука на киноплёнку с изображением при помощи дорожек переменной оптической плотности. Изобретение было основано на усилителях звука финского инженера Эрика Тигерштедта и запатентованной в 1919 году в Германии системе «Триэргон» (нем. Tri-Ergon)[2]. От немецкого аналога «Фонофильм» выгодно отличался использованием стандартной 35-мм киноплёнки, пригодной для проката в большинстве кинотеатров. Однако, качество звука было по прежнему низким и не шло ни в какое сравнение с более поздними системами «Вайтафон», «Мувитон» и «Фотофон» (англ. Vitaphone, Fox Movietone, RCA Photophone). Поэтому, компанией Де Фореста было снято небольшое количество короткометражных кинокартин, предназначенных, главным образом, для привлечения внимания крупнейших киностудий Голливуда.

15 апреля 1923 года в нью-йоркском кинотеатре «Риволи» состоялась премьера 18 короткометражных звуковых фильмов, снятых по системе Де Фореста, главным образом, с музыкальными и балетными номерами[3][4]. В 1924 году эта технология использована при создании звукового документального ролика о Конгрессе демократической партии США, с участием Франклина Рузвельта[5]. Благодаря изобретению Де Фореста Келвин Кулидж стал первым американским президентом, голос которого остался в кинообращении, снятом 11 августа 1924 года. Несмотря на все успехи, проект так и не вызвал интереса ни у одной из киностудий[6]. Качество звука было неприемлемым для профессионального кино из-за технического несовершенства системы. Кроме того, после прошедших в Нью-Йорке премьер, начался конфликт с соавтором Фореста — Теодором Кейсом, возмущённым отсутствием каких-либо упоминаний о нём в титрах фильмов и на афишах[3]. Кейс, впоследствии разработавший систему звукового кино «Мувитон», не без оснований считал себя автором многих важных технических решений, использованных в «Фонофильме».