Делийский метрополитен


Дели́йский метрополите́н (хинди दिल्ली मेट्रो Dillī Meṭro) — скоростная транспортная система Дели, соединяющая его центральные районы и города-спутники в Национальном столичном округеruen: Фаридабад, Гургаон, Ноида, Газиабад и Бахадургарх. Вторая система метро, открытая в Индии после метрополитена Калькутты. Управляется и эксплуатируется государственной компанией Delhi Metro Rail Corporation Limited (DMRC) с равным долевым участием правительства Индии и правительства Дели.

Метрополитен Дели занимает четырнадцатое место по протяженности среди всех метрополитенов. Является членом международной ассоциации CoMETruen[3]. Сеть состоит из восьми обычных линий и одной скоростной линии в аэропорт общей протяженностью 348 километров, на которых расположено 255 станции (в том числе 6 — на линии Аэропорт-экспресс)[2][4]. Поезда состоят из четырёх, шести и восьми вагонов. Поезда метро осуществляют более 2700 поездок ежедневно, метро работает с 05:00 до 23:30. За 2021 год метрополитеном было перевезено 919,8 млн человек, среднесуточный пассажиропоток составил 2,52 миллиона человек[1].

Первый участок Красной линии «Шахдара» — «Тис Хазари» длиной 8,3 км с шестью станциями был открыт 24 декабря 2002 года. Разработка сети была разделена на фазы; первая фаза, включающая 3 линии, была завершена к 2006 году, а вторая фаза — в 2011 году, третья — в 2022 году. Сейчас идёт планирование и строительство четвёртой фазы[1].

К Делийскому метрополитену не относится метрополитен Гургаона, который открылся в 2013 году. Он представляет собой отдельную систему метро с другим владельцем и оператором, хотя он связан пересадкой с Желтой линией и принимает жетоны и проездные Делийского метрополитена.

Открытый 25 января 2019 года Ноидский метрополитен, связанный пересадкой с Синей линией, также не стал частью Делийского метрополитена[5], но его эксплуатантом наравне с Noida Metro Rail Corporation временно является Delhi Metro Rail Corporation, поэтому на официальном сайте DMRC к протяжённости Делийского метрополитена добавляют Ноидский[6]. На всех станциях линии Аэропорт-экспресс установлены платформенные раздвижные двери. На всех станциях розовой и пурпурной линий, а также на шести самых загруженных станциях жёлтой линии установлены автоматические платформенные ворота[7][8].

Первые концепты массового внеуличного скоростного транспорта для Нью-Дели появились в 1969 году на основе исследования городских транспортных потоков[9]. В 1984 Комиссия городского искусства предложила построить мультимодальную транспортную систему, объединяющую три подземные линии метрополитена, расширенные улицы и пригородные железные дороги[10].