Метрополь (гостиница, Москва)


Расположена по адресу: Театральный проезд, д. 2. Строилась в 18991905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля[3][4][5].

До XV века местность, на которой расположена современная Театральная площадь, представляла собой изрезанный оврагами заболоченный пустырь с протекавшей по нему рекой Неглинной, которая во время паводков разливалась и затапливала большие участки. В 1516 году южнее современного здания «Метрополя» вырыли большой пруд, а в 1535—1538 годах за ним прошла крепостная стена Китай-города. Вдоль китайгородской стены на левом берегу Неглинной стояли деревянные бани, вода в которые подавалась прямо из реки длинными журавцами (черпаками)[6].

Вокруг стен Китай-города был вырыт ров, который соединялся с рекой по линии современного Театрального проезда. На месте современной Театральной площади находился плацдарм, который примерно по границе современного здания гостиницы «Метрополь» пересекала Неглинная; правый берег реки вдоль китайгородской стены, несмотря на запреты властей, постепенно застраивался торговыми лавками. С началом Северной войны возникла угроза вторжения в Москву войск Карла XII, в связи с чем Пётр I распорядился возвести вдоль стен Кремля и Китай-города земляные укрепления — валы, насыпи и далеко выдвинутые бастионы. Однако использовать эти укрепления не пришлось — после победы русской армии под Полтавой опасность миновала[7]. К середине XVIII века укрепления сильно осыпались и деформировались[8]

Земля вдоль Китайгородской стены принадлежала актёру Силе Сандунову — основателю Сандуновских бань[9].

5 мая 1813 года для руководства строительством Москвы после пожара был утверждён специальный орган — Комиссия для строения в Москве. В мае 1814 года наблюдение за всеми постройками и заведование всей «фасадической частью» было возложено на архитектора О. И. Бове; фактически Бове поручили руководство всей архитектурной частью восстанавливаемой после пожара Москвы[10]. Согласно данному в 1816 году Кабинетом министров предписанию, Комиссии для строений следовало площадь перед Петровским театром «назначить регулярным четырёхугольником, как ЕИВ (Александр I) собственною высочайшею рукою на плане карандашом показать изволил»[11]. На утвержденном в 1817 году «Прожектированном плане столичного города Москвы» Петровская площадь показана в линиях, указанных Александром I, но фактически осталась в тех же пределах, что и до пожара 1812 года[12]. 20 марта 1818 года московский главнокомандующий А. П. Тормасов утвердил подготовленный инженером Л. Л. Карбонье план Петровской площади[13].