Мех (BattleTech)


Мех[5] (англ. Mech[5], сокращение от Mechanical — механический) или боевой мех (англ. BattleMech)[6] — в научной фантастике — большой шагающий боевой механический робот[6], бронированная машина, занимающая главное место в вымышленной вселенной BattleTech (получившей название от мехов, её дословный перевод с англ. — «боевая техника») и составляющая прочих миров. Мехи, как правило, либо «двуногие»[6], либо «четвероногие»[6] по конструкции, управляются людьми — пилотами и таким образом, могут быть классифицированы как бронемеханизм.

В качестве примера может быть приведён Мех ZEU-X Зевс (ZEU-X Zeus) — экспериментальный боевой робот штурмового класса, которого можно увидеть на обложке «Maximum Tech», одной из многочисленных книг для настольного варгейма Classic BattleTech[1][2].

В японском варианте — ме́хи в жанрах аниме и манга называются ме́ха (используется сокращение от англ. mechanical как mecha и во множественном числе mechas, в отличие от английского сокращения, где используются mech, mechs). Изначально японские мехи́ подразумевали различную механическую технику, но аниме подарило военным машинам шагающие механические «конечности».

Настольная игра с мехами на ежегодном игровом фестивале Gen Con, проходящячем в США и в др. странах (на фото — в Индии в 2007 г.).[7][8]

Ме́хи дебютировали в настольной тактической игре от FASA Corporation[англ.][5] в 1984 году[10]. Боевые роботизированные машины пилотируемые мехвоинами (англ. mechwarrior) сражались в отдаленном фантастическом будущем. В качестве поля боя использовалась гексогональная карта, а в качестве генератора случайных чисел — шестигранные кубики[5].

Первое издание игры с мехами в 1984 году было названо BattleDroids[11][12](боевые дроиды) (слово «дроид» является зарегистрированной торговой маркой компании Lucasfilm[13][14]) визуальная стилистика мехов была основана непосредственно на японских ме́хах, японском анимационном телесериале Макросс и другой японской анимации конца 70-х и начала 80-х годов[12]. Однако японцы во время послевоенной оккупации Японии всего лишь заимствовали идею о роботах и следовательно боевых роботах — мехах, когда вышли серии рассказов Айзека Азимова о трех законах роботехники[15] примерно с 1940 года. Сами японцы используют термин «роботы» (ロボット, читается [роботто])[16] или гигантские роботы ([англ.] giant robots) для выделения механизмов, боевых роботов — мехов, имеющих конечности, из всех механических устройств. Впервые в аниме робот, пилотируемый из кабины, появился в 1972 году в серии Mazinger Z мангаки Нагайи Го[17].