Микропорыв


Микропорыв[неизвестный термин] (микрошквал; англ. microburst) — частный случай шквала, сильное кратковременное нисходящее движение воздуха, связанное с грозовой деятельностью.

Микрошквалы представляют серьёзную опасность для воздушных судов (самолётов и вертолётов[источник не указан 967 дней]) на этапах взлёта и захода на посадку, так как вызывают сильный сдвиг ветра, приводящий к потере самолётом воздушной скорости[1] и возможному столкновению с земной поверхностью (или поверхностью воды). В 1985 году пассажирский самолёт авиакомпании Delta Airlines при заходе на посадку в аэропорту Далласа из-за микропорыва потерпел катастрофу, в которой погибло 137 человек.

Термин введён известным исследователем опасных явлений погоды Фудзита Тэцуя[англ.], как вид нисходящего порыва воздуха (англ. downburst). Если данное явление охватывает зону более 4 км, то оно называется макропорыв (макрошквал; англ. macroburst)[2]. В русскоязычной метеорологической литературе данное явление не представлено.

Образование микрошквалов часто связывают с распространением скопления града из верхней части грозового облака в его нижнюю часть, что приводит к локальной быстрой конденсации дождевых капель из-за охлаждения воздуха поступившей сверху снежной крупой[2]. Возникший поток нисходящего воздуха (15—20 м/с, зарегистрировано до 35 м/с) при достижении земли расходится в разные стороны со скоростью ветра до 180 км/ч на расстоянии до нескольких километров. Метеоявление продолжается до пяти минут, при наибольшей интенсивности 2—3 минуты, диаметр зоны распространения — не более 4 км (обычно 1—3 км)[3][4].

Микрошквалы наблюдаются под кучево-дождевыми облаками во вторую половину дня и ранним вечером в жаркую погоду, когда в слое нижних нескольких километров атмосферы вертикальный градиент температуры воздуха близок к сухоадиабатическому (9,8 °С/км). Высота нижней границы кучево-дождевых облаков обычно находится на большой высоте, от 3 до 5 км, толщина облаков невелика (3—4 км), радиолокационная отражаемость сравнительно небольшая (от 10 до 20 dBZ)[5].