Ян Милич из Кромержижа


Ян Милич из Кромержижа (чеш. Jan Milíč z Kroměříže; лат. Ioannes Milicius de Chremsir; нем. Johann Militsch von Kremsier; около 1325[2][3] или около 1320[1], Кромержиж, Южноморавский край[d][7][1] — 29 июня 1374[4][5][…], Авиньон[6][1]) — чешский богослов и проповедник, предшественник мыслителя и идеолога чешской Реформации Яна Гуса.

О детстве и отрочестве Милича информации практически не сохранилось, да и прочие биографические сведения о нём очень скудны и отрывочны; известно лишь, что он родился около 1320/5 года в Моравии в городе Кромержиже, который располагался в то время на Землях Чешской короны[8][9].

С 1358 по 1360 год Ян Милич служил секретарём и вице-канцлером императора Священной Римской империи Карла IV, которого он несколько раз лично сопровождал в Германию[10].

В октябре 1362 года в пражском Соборе Святого Вита Милич получил каноническое звание и сан архидиакона[11]. По поручению пражского архиепископа он не раз посещал приходские церкви и монастыри. В эти поездки Милич имел случай ознакомиться и с клиром, и с положением чешского народа[12].

В декабре 1363 года Милич, побуждаемый бедствиями народа, несмотря на уговоры членов капитула и самого архиепископа, отказался от всех своих назначений, чтобы стать «проповедником в чистом виде»; он обращался к учёным на латыни, а к мирянам — на их родном чешском или немецком языке, который он специально выучил для этой цели. Сперва, для церковной службы и проповеди, он удалился в небольшой городок Пилзенского округа, а через полгода с той же целью перешёл в Прагу[12].

«Милич — не реформатор-теоретик; он ещё привязан к церковному авторитету. Его роль — будителя совести и внутреннего религиозного интереса в обществе. До аскетизма строгий к самому себе, Милич требовал и от других такого же поведения. Своими „огненными словами“ он смело обличал до крайности испорченные нравы светской знати и духовенства того времени. Влияние проповеди Милича, кроме его личного примера, обуславливалось еще ее народным направлением: Милич говорил к простому народу, соболезнуя о его нуждах и страданиях на его родном языке. Невозможность немедленно помочь народу, уничтожить торжествующее зло вызывало в Миличе недовольство собой, мистическую веру в приближение конца мира…[12]»