Мильтиад Младший


Мильтиа́д (др.-греч. Μιλτιάδης; ок. 550489 гг. до н. э.) — афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн (500449 гг. до н. э.), тиран Херсонеса Фракийского (около 520[1]—493 гг. до н. э.), сын Кимона Старшего (который был сводным братом Мильтиада Старшего), отец Кимона Младшего.

Мильтиад происходил из древнего аристократического рода Филаидов. В 524 г. до н. э. был избран архонтом-эпонимом в Афинах, а затем (с 520 года до н. э.) управлял в качестве тирана фракийским Херсонесом как наследник Мильтиада Старшего. В 513 году до н. э. был вынужден стать вассалом персидского царя Дария Гистаспа и сопровождал его в походе на скифов и был вместе с другими греками оставлен охранять построенный персами мост на реке Дунай. Во время Ионийского восстания Мильтиаду пришлось покинуть Херсонес и уплыть в Афины. В Афинах он был обвинён в том, что был тираном во Фракии, но был оправдан.

После суда Мильтиад становится одним из самых влиятельных политиков Афин[2]. В 490 году до н. э. Мильтиад был избран в коллегию стратегов. В том же году Дарий отправил экспедицию в Эгейское море, целью которой было покорение Афин. Знакомый с персидской тактикой, Мильтиад убедил военный совет дать сражение персам в открытом поле; получив благодаря добровольной уступчивости остальных стратегов в свои руки главное начальство над войском, Мильтиад воспользовался всеми выгодами местоположения и, сильным напором ошеломив персов, одержал победу над ними в битве при Марафоне.

В следующем году Мильтиад предложил начать поход на Кикладские острова. Под его предводительством афиняне осадили остров Парос, но блокада окончилась неудачей; сам Мильтиад был ранен и вернулся в Афины, не добившись никаких результатов. Он был обвинён в «обмане народа» и приговорен к штрафу в 50 талантов и вскоре умер от полученных при осаде Пароса ран.

Главным источником, повествующим о жизни Мильтиада, является «История» Геродота. Геродот описал происхождение Мильтиада, деяния его ближайших предков и родственников, первый афинский и херсонесский периоды его жизни, а наиболее подробно описал последний этап его карьеры — время наибольшей славы Мильтиада. При этом у Геродота не представлено единого и связного повествования о Мильтиаде. Это, скорее, цепь отдельных экскурсов, которые характерны для труда Геродота[3].

Большинство сведений о Мильтиаде в более поздних источниках прямо или косвенно восходят к Геродоту. Впрочем, в этих источниках упоминаются и некоторые новые детали его биографии. Однако их достоверность невозможно точно определить. Образ Мильтиада вместе со складыванием традиции о нём всё более подвергался мифологизации. Его образ становился предметом пропагандистской борьбы, знаменем каких-либо тенденций, что не способствовало становлению объективного отношения к нему[4].