Миорица


«Миори́ца» (рум. Miorița, молд. Миорица) — румынская и молдавская пасторальная баллада. Считается одной из вершин румынского и молдавского фольклора. По классификации Джордже Кэлинеску является, наряду с легендами о мастере Маноле, бабе Докии и Збураторе[рум.], одним из четырёх фундаментальных румынских мифов[1]. В Трансильвании существует также в форме колинды[2].

Баллада была записана писателем Алеку Руссо в 1846 году в монастыре Собежа, где он находился в ссылке. Алеку Руссо отправил балладу Василе Александри, который опубликовал её в 1850 году в журнале «Буковина» (номер 11, стр. 51—52). После смерти Руссо Александри записал другой вариант баллады, рассказанный ему в районе горы Чахлэу. Василе Александри изменил текст, напечатанный в 1850 году, и опубликовал «Миорицу» в двух сборниках народной поэзии («Баллады» [Яссы, 1852], стр. 1—6; «Народные стихи румын» [Бухарест, 1866], стр. 1—3)[3][4].

В 1930 году Ион Диакону записал в районе Вранчи и опубликовал 91 вариант «Миорицы». Известный румынский фольклорист Адриан Фоки[рум.] издал 930 документов, из которых 702 текста составляют полные версии текстов «Миорицы», 123 — фрагменты и 130 — «данные о распространении»[3]. Позже записи баллады проводились более чем в 500 пунктах, было установлено, что вариант «Миорицы» Руссо наиболее распространённый в устной народной традиции[3]. По числу записей Миорица превосходит любое другое произведение румынского фольклора. Так, в фолианте А. Фоки 1964 года «„Миорица“. Типология, бытование, генезис, тексты» есть сведения о 825 записях[5].

В Трансильвании, кроме баллады, есть колядовая версия «Миорицы». Предполагалось, что баллада произошла от коляды, хотя этот вариант происхождения «Миорицы» был отвергнут. Также в Трансильвании стих баллады семи-восьмисложный, когда в остальных регионах Молдавии и Румынии — пяти-шестисложный[3].

В настоящее время версия «Миорицы», записанная Александри, распространилась в сельской местности посредством школьных учебников и в некоторых областях полностью вытеснила местные варианты[3][4].

Факт очень широкого распространения баллады по всей территории Румынии и Молдавии навёл некоторых исследователей на мысль о достаточно древнем её происхождении, благодаря которому у неё было достаточное время, чтобы стать столь широко известной в сельской местности. Однако то, что «Миорица» не появлялась в печати до середины XIX века, обусловило появление теорий о достаточно позднем её появлении. Наиболее широко распространена версия о возникновении «Миорицы» в Средние века.