Мистерия-буфф


«Мистерия-буфф». Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи (буфф, вероятно, от фр. bouffe / итал. buffa «комическая опера») — социально-бытовая пьеса Владимира Маяковского, в первой редакции написанная в 1918 году, переработанная в 1921-м.

В. Маяковский определял театр «как арену, отражающую жизнь». В постановке пьесы заложены основы агиттеатра, это первый опыт политсатиры в советском театре.  В ней соединилась революционная патетика, лексика массового митинга, органика площадного балагана с его фарсовой природой и мажорной тональностью. В пьесе сосуществуют злободневные факты политического момента и поэтически-философские отступления. Главная тема – несокрушимая вера в  победу народа.  

Пьеса была написана к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и включена Центральным бюро по организации празднеств в честь годовщины революции в число праздничных мероприятий. Премьера спектакля, поставленного Всеволодом Мейерхольдом и автором пьесы, оформленного художником Казимиром Малевичем, состоялась 7 ноября 1918 года в помещении Театра музыкальной драмы[1]. Маяковский сыграл в спектакле роль «Человека просто»; из-за неявки намеченных исполнителей ему пришлось сыграть также Мафусаила и одного из чертей[1].

В автобиографии «Я сам» Маяковский по поводу первой постановки писал: «Окончил мистерию. Читал. Говорят много. Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. Андреева чего-чего не делала. Чтоб мешать. Три раза поставили — потом расколотили. И пошли „Макбеты“». Тогда же, в начале ноября 1918 года, пьеса вышла отдельным изданием[1].