Мителер Ребе


Мителер Ребе (идиш מיטעלער רבי‎ — «средний учитель»; наст. имя Дов Бер Шнеури, также известен как Адмур ха-Эмцаи) (24 ноября 1773 — 28 ноября 1827) — второй руководитель хасидского течения Хабад, принял руководство движением в 1813 году после смерти отца, рабби Шнеур-Залмана из Ляд.

Сын рабби Шнеур-Залмана и ребецн Стэрны. В 1788 году женился на ребецн Шейне. В 17901791 годах руководил молодыми хасидами отца. В 1813 году, после смерти отца, сменил его на посту главы хасидов Хабад, и осенью того же года, в день рожденья отца, переехал в Любавичи, сделав их новым центром Хабада.

В 1814 году организовал специальный совет по восстановлению разрушенных во время войны еврейских местечек. В 1815 году добился выделения в Херсонской губернии земель для основания еврейских колоний и в последующие годы занимался их организацией. В 18161817 годах основал общину Хабада в Хевроне, в Святой земле. Летом 1817 года посетил созданные им поселения в Херсонской губернии. Осенью 1826 года был арестован в Витебске по доносу, однако примерно через месяц был освобождён. В 1827 году, когда стало известно о царском указе брать еврейских детей на воинскую службу, рабби Дов Бер поехал в Гадяч на могилу отца, чтобы молиться на святом месте об отмене этого указа. По дороге назад, в городе Нежин Черниговской губернии, он умер. В Нежине рабби Дов Бер и похоронен[1].

Рабби Дов Бер продолжил и укрепил учение его отца, рабби Шнеур-Залмана из Ляд. Его учение отличается от отцовского большей глубиной и детальностью, часто его сочинения (маамары, «речи») являются детальным разбором сочинений отца. В отличие от маамаров рабби Шнеур-Залмана, отличавшихся относительной краткостью, маамары рабби Дов Бера обычно занимают десятки страниц.

Его сочинения обычно говорят о служении Б-гу через углублённое размышление, этого он требовал от своих хасидов — углублённого изучения Торы и хасидского учения, размышления об его идеях вплоть до полного объединения с ними[2]. Он сам писал об этом так: «В этом и состоит всё моё стремление с самого детства, чтобы каждый из любимых мною, воистину ищущих слов Б-га Живого, чтобы установили они в душе своей свет вечной жизни, освещающий путь к главной цели — раскрытию Б-га в их душе» (Кунтрес Итпаалут)

В своих маамарах он описывает применения на деле принципов служения, рассматривая каждую идею под разными углами и приводя многочисленные примеры для облегчения понимания. Однако, иногда он рассматривает определённые идеи на очень тонком уровне, так, что человек, не натренированный в углублённом размышлении, затруднится понять суть.