Михайлов, Борис Андреевич


Борис Андреевич Михайлов (укр. Борис Андрійович Михайлов; род. 25 августа 1938, Харьков, УССР) — советский и украинский художник, фотограф.

Борис Михайлов, один из наиболее значимых современных фотографов, инженер-электромеханик по образованию. Свой творческий путь и первые фотографические опыты он начал в Харькове. Его работы стали символами социально-документальной и концептуальной фотографии.

"...моя фотография началась с середины 60-х, как любительская, и всё время до распада СССР оставалась неофициальной. В каждый промежуток времени я старался говорить о своём важном, которое было “важным“ очень многих. И я думаю, что во всех моих сериях есть чувство времени и ощущение истории, так как в них всегда присутствует социальный портрет: тело, одежда, жест… всё, что несёт в себе признаки времени. Мне выпало «исследовать» советскую жизнь в её последние тридцать, из семидесяти, лет; до полного распада советского государства. И мне кажется, что так долго занимаясь фотографией и рефлексируя на общественные изменения, я, можно сказать, как бы подытаживал советское, возможно, добавляя недостающих штрихов и элементов в историческую летопись. Я думаю, что советская история живет в совокупности официальной фотографической информации и советского андеграунда..."

В 1962, по окончании Харьковского Института Коммунального Строительства, едет на Рижский Электро-машиностроительный Завод, потом переводится - на Харьковский номерной завод N -201, (завод "Коммунар"), на котором, на общественных началах, делает фильм о заводе. Для изучения истории завода его командируют в Государственный Архив в Белые Столбы, где он знакомится с кино-фото документами Детской Трудовой Колонии для беспризорных им. Макаренко, на месте которой был образован сначала завод ФЭД, а потом завод N- 201, занимающийся космосом. Изучая архивные материалы, работает с документально-социальной фотографией, что влияет на его приоритеты в фотографии. Делая фильм о заводе активно снимает, проходя одновременно основы советской официальной фотографии.

В начале 60-х вступает в кино-клуб при областном Доме Художественной Самодеятельности Профсоюзов, в котором ведёт занятия режиссер и журналист Арон Каневский, официально освещавший скандальный судебный процесс над группой харьковских стиляг - «Голубая лошадь». Общение с А.Каневским, его приватные рассказы о процессе над молодыми людьми, которые почувствовав свободу, увлеклись Битлз и рок-н-роллом, и несправедливо за это наказанные, влияют на его восприятие жизни и на фотографию. По времени это совпадает с появлением цветной диапозитивной плёнки - ORWO CHROM, которая определяет новую фототехнологию, упрощая процесс получения цветного изображения .