Младогегельянцы


Младогегелья́нцы (нем. Junghegelianer), или ле́вые гегелья́нцы (нем. Linkshegelianer), — группа немецких интеллектуалов в середине XIX века. Виднейшими представителями были прямые или косвенные ученики Георга Гегеля. Их вдохновляла мысль Гегеля, что целью и обещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории.

С точки зрения отношения к Гегелевскому наследию водораздел проходил между «правыми» гегельянцами, которые считали труды Гегеля наивысшим достижением философии, нуждавшимся только в популяризации, и младогегельянцами, которые хотели «поставить Гегеля с головы на ноги», то есть вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву.

Младогегельянцы являлись неформальной группой. В их число входили Д. Ф. Штраус, Л. Фейербах, Б. Бауэр, Э. Бауэр, А. Руге, Э. Эхтермейер, М. Гесс, К. Ф. Кёппен, К. Нойверк. Также к этой группе долгое время были близки М. Штирнер, К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Грюн[1].

В октябре 1844 года Штирнер опубликовал книгу «Единственный и его собственность», в которой он подверг критике за непоследовательность интеллектуальных лидеров группы Фейербаха и Бруно Бауэра. При этом он пользовался типично гегелевской диалектической, иронической манерой («Наши атеисты — святые люди» и т. п.). В ответ на это Маркс и Энгельс выступили сначала против Бруно Бауэра и его сторонников («Святое семейство», март 1845), а затем против Фейербаха, Бруно Бауэра и Макса Штирнера («Немецкая идеология», 1845/1846, в своё время неопубликованная). В этих работах Маркс и Энгельс развили идеи исторического материализма, которые в дальнейшем привели их к занятиям политической экономией и к развитию новой политико-экономической теории.

Вокруг этой группы, состоявшей частично из университетских учёных, не получивших кафедру (Бруно Бауэр, Фейербах), существовал более широкий круг лиц, которые распространяли младогегельянские идеи через личные контакты и через публицистическую деятельность. К ним относились, например, Г. Гервег и М. Бакунин. Младогегельянцы оказали также влияние на ряд молодых интеллектуалов, в частности Ф. Лассаля.

Группа сформировалась во второй половине 1830-х годов как один из множества дискуссионных кружков, возникших в тогдашней Пруссии как реакция на жёсткие духовные и политические ограничения. Обозначение «младогегельянцы» («новые гегельянцы») было впервые применено Д. Ф. Штраусом в отношении тех из учеников Гегеля, которые приняли сторону Штрауса в дискуссии о его книге «Жизнь Иисуса» (1835), содержавшей критику в отношении религии; другую сторону Штраус назвал «старые гегельянцы». Именно вопрос об отношении к религии был в дальнейшем водоразделом между «левыми» и «правыми» гегельянцами (исключением был, разве что, А. Цешковский).