Младописьменные языки


Младописьменные языки — языки, получившие письменность после 1917 года[1][2][3] (по другому определению — в XIX — начале XX века[4]).

В СССР большинство письменных систем было разработано в начале 1930-х годов. Для языков, получивших письменность ещё позже — в 1970—1990-х годах — используется термин «новописьменные языки»[1].

В 1920—1930-х годах в СССР была создана письменность для более чем 50 языков: разрабатывались алфавиты, усовершенствовались системы орфографии и грамматические нормы и определены диалектные базы литературных языков. Для младописьменных языков были составлены словари, создана художественная литература и издавалась периодика. На них ведется обучение в начальной (а иногда и в старшей) школе, функционируют национальные театры и театральные труппы.

Новые письменные системы создавались на основе латиницы или кириллицы (как «наиболее совершенные» алфавиты[3]), однако к середине 1930-х годов все младописьменные народы на территории СССР перешли на алфавиты на основе русской графики[3]), для облегчения обучения тех, кто изучает родной и русский языки[2].

В Сибири к младописьменным языкам относят ительменский, корякский, мансийский, нанайский, ненецкий, нивхский, селькупский, тувинский, удэгейский, хакасский, хантыйский, чукотский, эвенкийский, эвенский и язык азиатских эскимосов.

Младописьменные и новописьменные литературные языки Кавказа: абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский (обрел письменность в 1990[5]), цахурский и другие[6]. Всего на Кавказе насчитывают десятки младописных языков[5] (См. также Письменности и транскрипции кавказских языков).