Многофункциональное проектирование


Многофункциональное проектирование или смешанное использование — практика градостроительства, предполагающая возможность различного использования зданий или строительных комплексов, комбинирование и совмещение жилого, коммерческого, производственного, административного землепользования.

Практика многофункционального проектирования сложилась естественно-исторически. На протяжении истории поселения людей формировались на основе принципов многофункционального проектирования. Пешее передвижение и перемещение товаров, или применение для этого тягловых домашних животных служили естественными ограничителями развития иных подходов в градостроительстве. Люди обитали в домах которые одновременно были местом проживания, работы и продажи товаров. Большинство зданий не подразделялись по своему предназначению, поэтому люди, проживающие в соседних домах, зачастую занимались разными видами трудовой деятельности. Населенным пунктам была свойственна высокая плотность, поскольку пространство, необходимое для проживания и работы, дальность перехода от места занятия одним видом деятельности к месту, предназначенному для выполнения других трудовых функций, были ограничены пешей доступностью и размерами человеческого тела. Это особенно было характерно для городских поселений. Первый этаж зданий отводился для производственных и коммерческих целей, а выше в пределах одного-двух лестничных пролетов, на втором этаже находилась сфера быта человека.

Индустриализация и промышленная революция привели к разделению мест нахождения производственной деятельности и проживания, возведению специализированных по функциональному предназначению зданий. Это и другие процессы обусловили развитие практики градостроительного зонирования, заключающейся в пространственном разделении функционально специализированных зон города. Формирование теоретических основ зонирования, представленное движением «город-сад», исходило из необходимости разрешения конфликта в практике использования городских земель. Промышленность, загрязняющая окружающую среду, небоскребы деловых центров, вызывающие психологический дискомфорт у человека — все это не должно оказывать негативного воздействия на жизнь человека. С построением системы общественного транспорта, доступностью частного автотранспорта, снижением цен на топливо расширились возможности в построении распределенного, имеющего малую плотность городского пространства.

К концу XX века идеи многофункционального проектирования города обрели новую силу и влияние. В развитых странах заметны процессы деиндустриализации городов. Проблема отделения промышленных районов от жилой зоны утрачивает актуальность. В 1961 году Джейн Джейкобс выдвинула тезис, что смешанное использование городских площадей — это необходимое и жизненное условие оздоровления городского пространства. Многофункциональное построение городских зон отразилось в частности в такой практике, когда в жилых кварталах выходящая на дорогу лицевая часть района отводится под коммерческое использование.