Модюи, Антон Антонович


Анто́н Анто́нович (Антуан Франсуа) Модюи́ (фр. Antoine-François Mauduit; 17751854) — архитектор, находившийся на русской службе с 1810 по 1826 год. Сначала Модюи был принят в Кабинет Его Императорского Величества (ЕИВ), а затем стал служащим Комитета строений и гидравлических работ в Петербурге. Работал над планировками центральных площадей Санкт-Петербурга.

Антуан Модюи родился в Париже, в 1775 году в семье Антуана-Рене Модюи, математика, впоследствии члена Французской Королевской академии архитектуры (L’Académie royale d’architecture). Годы учебы Антуана Модюи в Академии архитектуры пришлось на годы французской революции, богатые архитектурными идеями, отмеченые созданием проекта перепланировки Парижа ("План комиссии художников", 1794). После окончания учебы в Академии Модюи служил в инженерных войсках. Здесь, в среде военных инженеров, в сферу обязанностей которых в то время входило регулирование городских территорий, происходило формирование Модюи-градостроителя [1].

В 1809 году он с женой прибыл Санкт -Петербург с рекомендацией и по приглашению посла Франции в России Армана де Коленкура. Именным Высочайшим Указом от 12 апреля 1810 года Модюи был принят архитектором Строительной комиссии Императорского кабинета. В 1810 году Модюи представил проекты планировки для Васильевского острова и Петербургской стороны. В этом же году Александр I поручил ему проект регулирования и оформления территории перед Зимним дворцом, Адмиралтейского луга и Исаакиевской площади. Представленные проекты были одобрены, однако началу реализации проектов помешало изменение международной обстановки. На время военных действий Александр I предоставил архитектору отпуск.

3 апреля 1814 года Модюи присутствовал в Лувре при встрече императора Александра I с П. Фонтеном, бывшим наполеоновским архитектором, одним из основоположников стиля ампир, строителем Триумфальной арки на площади Каррузель и архитектурного ансамбля улицы Риволи в Париже. Итогом этой встречи стала идея масштабного преобразования Петербурга, превращения его в имперскую столицу. П. Фонтен с воодушевлением поддержал эту смелую идею и прислал Александру I двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I» [2].

Во второй половине 1814 года Модюи вернулся в Петербург. Модюи поручили выполнение работ по восстановлению Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге, после пожара 1 января 1811 г. Открытие театра состоялось в 1818 году, император остался доволен проделанной работой и наградил автора «деньгами и чином коллежского асессора». По указу Александра I Модюи занимал при театре казенную квартиру, и ему была предоставлена лучшая ложа.