Османизация Парижа


Османиза́ция (фр. travaux haussmanniens) — градостроительные работы, проводившиеся в Париже в период Второй империи (третья четверть XIX века) по поручению Наполеона III под руководством барона Османа (префекта департамента Сена) и во многом определившие современный облик города.

Перепланировка не только привела к улучшению инфраструктуры столицы Франции, но и породила множество подражаний в других городах мира (например, американское движение City Beautiful), а также популяризовала тип фланёра — горожанина, извлекающего эстетическое удовольствие из прогулок по городу.

Необходимость перемен назрела уже давно. Начиная с первой половины XVIII века власти города задумывались о необходимости перестроить центр Парижа, а именно: облагородить набережные Сены и снести дома, построенные на мостах. В годы интенсивного индустриального развития Франции и в первую очередь Парижа население города росло исключительно быстрыми темпами: за одно столетие население возросло более чем в пять раз — с 0,55 млн. в 1800 году до 2,7 млн. в 1901 году[1]. В некоторых кварталах плотность населения достигла 100 000 чел на км². Город оказался не предназначен для такого большого количества жителей: сеть узких кривых улиц, плотно застроенных зданиями, затрудняла дорожное движение, а плохие санитарные условия приводили к частым вспышкам эпидемий, что, в свою очередь, приводило к тому, что богатые парижане покидали город и переселялись в пригороды на север и запад, а центр столицы превращался в квартал бедняков, подверженный также и частым социальным волнениям. Для устранения подобных проблем требовалась масштабная перепланировка.

Первый план модернизации Парижа был разработан во время Французской революции в конце XVIII века. В 1794 году была основана Комиссия художников[фр.], которая занялась разработкой проекта по строительству новых широких улиц, в том числе авеню от площади Нации[фр.] до Лувра, на месте нынешней авеню Виктория[фр.].

По поручению Наполеона I в 1806 году была сооружена улица Риволи вдоль сада Тюильри, которая была затем продлена до Шатле в период Второй империи. Новая улица была более приспособлена к оживлённому движению, чем проект Комиссии художников, а кроме того послужила основой для нового закона servitude d’alignement, суть которого заключалась в запрете строительства новых зданий или обновления старых за чертой улицы, обозначенной администрацией города.

В конце 1830-х годов префект Рамбюто осознал проблему недостаточности гигиены и перегруженности дорог перенаселённого центра Парижа. Благодаря миазматической теории возникновения болезней было решено «заставить воздух циркулировать». Толчком к этому решению стала эпидемия холеры 1832 года, которая унесла жизни 20 000 парижан. Рамбюто был готов к претворению планов в жизнь, однако имел лишь ограниченные полномочия из-за отсутствующего закона об экспроприации имущества. Новый закон от 3 мая 1841 года был направлен на разрешение данной проблемы.