Молк


Молк (Молх, финик. 𐤌𐤋𐤊, ивр. מלך‎) — древний обряд человеческого жертвоприношения у западных семитов.

Распространённый в сиро-палестинском регионе обычай требовал принесения в критической ситуации человеком в жертву своих сыновей (путём сожжения заживо). Этот обряд, называвшийся у финикийцев «молком» (или «молхом»), а у евреев — «молехом», долгое время был известен из текста Библии, но из-за неясности толкования слово mlk в Септуагинте превратилось в имя собственное — Молох (др.-греч. Μολόχ, 3Цар. 11:7), и предполагалось, что детей приносили в жертву некоему богу с таким именем[1][2].

Поскольку у семитов, по мнению исследователей, бога по имени Молох не было[3], это слово сблизили с корнем mlk («царь», ср. древнеарабское божество Малик и одноимённый титул), и попытались отождествить с аммонитским Милькомом (Милхом; 3Цар. 11:5), Мелькартом и даже самим Яхве, которому в доавраамовский период также приносились человеческие жертвы[2].

В 1935 году немецкий семитолог Отто Эйссфельдт опубликовал ставшую классической работу Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch, в которой, на основании изучения пунийских надписей конца первого тысячелетия до н. э. — первых веков н. э., сделал вывод о том, что «молк» является техническим термином, а не именем божества[4][2].

Ныне эта теория доминирует в ориенталистике и гебраистике[5][1][2], хотя и прежняя точка зрения, освящённая веками традиции, имеет своих поклонников[6]. Отрицание существования божества Молох не получило полной поддержки специалистов[7].

Мнение тех, кто полагает, что столь развитые цивилизации, как финикийская и карфагенская, не могли совершать человеческих жертвоприношений и были оболганы греческими и римскими писателями, опровергается результатами исследований тофетов из Карфагена, в том числе самого знаменитого из этих полей погребальных урн Саламбо[8].