Молох


Моло́х[1][2][3][4][5][6][7], также Мо́лох[8], также Молех[9] (лат. Moloch, греч. Μολόχ [Молох] ← ивр. מולך‎ [Мо́лех] «царственный»), у аммонитян Милхом[en], — упоминающееся в Библии божество моавитян, ханаанеян и аммонитян (3 Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, так же, как и Баал (соб. «владыка»).

Танах запрещает под страхом смерти отдавать детей на служение Молоху (Книга Левит Лев. 18:21; Лев. 20:2). О «проведении детей через огонь» говорится в Танахе (Втор. 18:9, 10) наряду с гаданием, колдовством и другими «мерзостями» язычества. В более поздней еврейской интерпретации «проведение через огонь» означает также языческую инициацию детей[10], а «грех Молоха» — обращение детей в язычество или же рождение от язычницы.

Местом ханаанского культа Молоха была, по Библии (Иер. 32:35), Долина Еннома. В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил геенну (4Цар. 23:10) в долине Еннома.

До середины XX века было распространено мнение, основанное на Библии, о Молохе как о западносемитском и карфагенском божестве, которому приносили в жертву людей (часто детей). Было распространено отождествление Молоха с Мелькартом и с аммонитским божеством Милхом[en]; существовала гипотеза, связывающая его с добиблейским Яхве, которому, предположительно, приносили человеческие жертвы[11]. После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Айсфельдтом[de] исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch многие специалисты считают, что культа бога Молоха никогда не было[11][12][13], а словом mlk в Библии обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк[14][15]. Однако отрицание существования культа Молоха не получило полной поддержки исследователей[12].

По мнению Джона Дэя[en], в Ветхом Завете речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками — ханаанский MLK упоминается в двух заклинаниях из Угарита[16]. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием Аштарот-Карнаим[he] в северном Заиорданье, которое в других угаритских текстах связывается с рефаимами[17]. Он также упоминается как Malik в списках богов из Эблы, Мари и Угарита, а в аккадских текстах malku отождествляется с Нергалом — месопотамским богом подземного мира[18]. Возможно, Молох Библии — западносемитский бог подземного мира, а превращение его имени в название жертвоприношения — это явление карфагенского культурного ареала[19].