Равель, Морис


Жозе́ф Мори́с Раве́ль (фр. Joseph Maurice Ravel; 7 [19] марта 1875[1][2][…], Сибур, Франция[1][5][…] — некорректная дата (юлианский календарь не используется после 1918-01-26)[2][3][…], Париж, Франция[5]) — французский композитор и дирижёр. Вошёл в историю как один из ведущих представителей музыкального импрессионизма.

Жозе́ф Мори́с Раве́ль родился 7 марта 1875 года в городе Сибур, в семье швейцарского автомобильного инженера Жозефа Равеля (1832—1908) и Мари Делюар (1840—1916), происходившей из простой баскской семьи. Его отец был страстным любителем музыки, именно он привил сыну любовь к музыке.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию и окончил её по классу фортепиано. Молодому музыканту помогал его учитель Шарль де Берио - известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации и созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством одного из родоначальников музыкального импрессионизма Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом — Рикардо Виньесом. Спустя десятки лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриелю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Старинный менуэт». После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.

Творчество Мориса Равеля не было признано в профессиональных академических кругах. Три раза подряд он участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле, получив так называемую «Малую римскую премию», второй раз — ученику профессора Шарля Леневе - Эме Кунцу, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки. Это был последний возможный для него год участия, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии из-за предельного для участников конкурса возраста в тридцать лет.