Московский институт прикладного и декоративного искусства


Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ́) — художественное высшее учебное заведение, существовавшее в Москве в 1939—1952 годах.

Во 2-й половине 1930-х годов в СССР стал остро ощущаться недостаток художников со специальным образованием, хорошо знакомых со спецификой отдельных отраслей художественной промышленности (керамической, стекольной, металлообрабатывающей и других). Поэтому решением правительства в 1939 году в Москве было образовано Центральное художественно-промышленное училище (ЦХПУ)[1][2]. Училище размещалось в изогородке «Всекохудожника» в здании, построенном по проекту архитектора Г. П. Гольца (ныне Балтийская ул., 14)[2][3].

Училище готовило художников по четырём специальностям: художественная керамика, художественная обработка стекла, художественная обработка металла, декоративная скульптура. При ЦХПУ действовали одногодичные подготовительные курсы для лиц, недостаточно подготовленных по художественным предметам[4].

Во время Великой Отечественной войны, с апреля 1942 по февраль 1944 года, ЦХПУ находилось в эвакуации в Самарканде. В этот период его директором являлся художник Александр Павлович Барышников. После возвращения в Москву училище было реорганизовано в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ)[1], а Барышников остался исполняющим обязанности директора[2].

Когда в 1945 году воссоздавалось Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), чтобы избежать дублирования профиля, МИПИДИ было решено оставить для подготовки художников по изделиям бытового назначения. Когда С. В. Кафтанов спросил А. П. Барышникова «А не будет-ли Александру Павловичу обидно готовить специалистов такого профиля?» тот ответил: «А почему обидно! Изделия личного потребления — это большая область промышленного искусства, которая не охватывает нужды архитектуры и строительства, это разные вещи, и мы не будем дублировать работу»[5].

В 1945 году директором института стал художник Александр Александрович Дейнека[6]. В 1948 году Комитет по делам искусств при Совете министров СССР отстранил его с поста директора как «отстаивающего в творческой работе и педагогической практике формалистические тенденции». Новым директором был назначен скульптор Сергей Семёнович Алёшин, стоявший на реалистических позициях[7][8].