Московский проспект (Ярославль)


Моско́вский проспе́кт (бывшая Большая Московская улица) — главная транспортная артерия южной части Ярославля. Московский проспект лежит между Богоявленской площадью и нефтеперерабатывающим заводом и является частью автомобильной дороги М8 «Холмогоры». Нумерация домов ведётся от моста через Которосль.

Первое известное название улицы — Московская дорога, получившая своё название по городу Москве, в направлении которого она проложена. До XVII века дорога проходила через нынешние Тропинскую и Ямскую улицы. В XVII веке переправа через Которосль была перенесена к Спасскому монастырю, Большая Московская дорога стала начинаться от новой переправы и соединялась со старым путём в Ямской слободе (около современного перекрёстка улиц Ямской и Наумова). В 1693 году Большая Московская дорога стала частью учреждённого Петром I Московско-Архангельского тракта. В то время этот тракт имел огромное торговое значение, служа почти единственным путём, соединяющим Архангельский порт и вообще Русский Север с центральной Россией[1].

В конце XVIII века Ямскую слободу вслед за другими частями города стали перестраивать по регулярному плану. Большая Московская дорога в границах города была спрямлена, получив современное начертание, и стала называться Большой Московской улицей. Она начиналась от переправы через Которосль и заканчивалась на Туговой горе, где на границе города была построена Московская застава.

По указу Павла I в 1797 году на Большой Московской началось сооружение военного городка, ставшего первым регулярным кварталом новой улицы и основным её композиционным элементом.

В 1821 году вместо старого моста на барках был сооружён первый постоянный мост через Которосль, соединивший Большую Московскую с центром города. В 1831—1832 годах в начале улицы, ежегодно подтопляемом разливами Которосли, была насыпана земляная дамба с тромбованным шоссейным полотном, длиной около 1200 метров и шириной 13 метров, обложенная крупным булыжником[2]. Для свободного протока воды весной в насыпи была сооружена арка из крупного дикого камня высотой 12 метров. Эта арку спроектировал и построил крестьянин Емельян Орлов, и она существует до сих пор.

В 1845 году было достроено шоссе от Москвы до Ярославля, частью которого стала и Большая Московская улица[1] (поэтому её иногда называли по общему названию дороги — Московское шоссе или Московская шоссейная дорога[3]).


Улица в начале XX века

Начало улицы
Угол с Большой Фёдоровской
Кадетский корпус и колокольня
Выемка