Московское шоссе (Санкт-Петербург)


Моско́вское шоссе́ — магистраль Санкт-Петербурга–Петрограда–Ленинграда, начальный отрезок дороги на Москву (современная трасса М10 E 105 «Россия»). Этот топоним имеет два исторических приложения:

В первой четверти XVIII века был проложен тракт из столицы к Сарской мызе (Царское Село), получивший название Царскосельская дорога. Её продолжение на Новгород и Москву в XVIII веке называлось, соответственно, Большая Московская дорога и Новгородская дорога. В XIX веке Царскосельская дорога в пределах Петербургской губернии стала называться Московским шоссе. До 1917 года Московское шоссе было топонимом не городским, а исключительно пригородным, и по мере раздвижения границ города начало шоссе смещалось на юг. В 1878 году вместе с Московской заставой начало шоссе было перенесено от скотобойни у Обводного канала к Московским воротам. В 1885 году городскую черту отодвинули вновь, на этот раз к железнодорожному путепроводу у Рощинской[1], и Московское шоссе стало начинаться у территории нынешнего завода «Электросила».

Вплоть до начала 1917 года земли по обе стороны Московского шоссе до Средней Рогатки административно относились к Московской волости Петроградского уезда. Сразу после Февральской революции городская дума Петрограда инициировала процесс включения в черту города его ближайших рабочих окраин, которые при монархии имели промежуточный статус «пригородных участков» с двойным подчинением как городу, так и реликтовым волостям. «Московская волость Петроградского уезда» исчезла, однако до переименования аннексированного городом участка шоссе дело не дошло, и с того времени Московское шоссе стало также и городским топонимом.

Вплоть до 1950 года Московское шоссе в пределах Ленинграда имело два отрезка: от путепровода до Средней Рогатки — как прямолинейное продолжение Международного проспекта, и от Средней Рогатки на юго-восток — как самостоятельная трасса, идущая от Средней Рогатки в сторону Москвы. В 1950 году Международный проспект был переименован в проспект Сталина с присоединением к нему меридионального отрезка Московского шоссе вплоть до Средней Рогатки.

В 1933—1934 годах на Московском шоссе за Средней Рогаткой было возведено здание мясокомбината им. С. М. Кирова (д. 13, ныне ОАО «Самсон»). В 1936—1941 годах построены жилые дома работников мясокомбината (д. 14-16, арх. А. А. Юнгер, К Н. Лебедев, А. Н. Сибиряков). В 1966—1967 годах в начале Московского шоссе сооружён жилой комплекс (д. 2-10, арх. С. Б. Сперанский). В 1941—1944 годах у развилки между Пулковским шоссе и Московским шоссе проходил один из рубежей обороны города; здесь сохранены два дота.

В городской черте Санкт-Петербурга нумерация домов идёт по принятому порядку: от начала правая сторона — нечётная, левая — чётная. За КАД чётность сторон меняется местами.