Московские триумфальные ворота


Моско́вские триумфа́льные воро́та — триумфальная арка на площади Московские Ворота в Санкт-Петербурге, один из важнейших памятников города. Ворота представляют собой двенадцатиколонный двухрядный дорический портик-пропилеи и посвящены победам русских войск в русско-персидской войне 1826—1828 годов, русско-турецкой войне 1828—1829 годов и при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830—1831 годах. Построены по проекту архитектора Василия Стасова[⇨]. На момент сооружения ворота были крупнейшим сооружением мира, собранным полностью из металла.

Идея сооружения триумфальной арки на въезде в Санкт-Петербург из Москвы появилась ещё в годы царствования Екатерины II. В 1780 году императрица заказала проект обустройства Московской заставы французскому архитектору Шарлю Клериссо. Проект был высоко оценён Екатериной, но не исполнен из-за недостатка средств. В следующий раз к идее вернулись в 1817 году, когда свой проект заставы с воротами в честь победы над Наполеоном сделал Василий Стасов, этот проект также не был реализован. Десять лет спустя Стасов снова сделал проект триумфальных ворот. В 1831 году свой проект ворот представил Альберт Кавос, а в 1833 году Николай I остановил свой выбор на доработанном и удешевлённом проекте Стасова 1827 года[⇨].

Ворота были построены за 4 года[⇨] и торжественно открыты 16 (28) октября 1838 года. К 1866 году в связи с ростом города застава утратила своё значение: караул был снят, а кордегардии несколько раз передавались различным организациям. В 1886 году в здании западной кордегардии был основан Забалканский пожарный резерв, для чего её надстроили каланчой. После Октябрьской революции с ворот была снята посвятительная надпись, признанная идеологически неправильной, а сами конструкции стали регулярно использоваться в агитационных целях[⇨]. В конце концов, в 1936 году ворота и кордегардии были демонтированы для расширения улицы, причём если ворота были разобраны и по частям складированы в разных местах, то кордегардии просто снесли. Существовали планы восстановления ворот в различных локациях, но они не были исполнены в связи с началом Великой Отечественной войны[⇨]. После войны к вопросу восстановления снова вернулись, и в конце концов Московские триумфальные ворота были собраны на старом месте в 1959 году[⇨].


Детали оформления ворот

Надпись на латыни
Капитель

Оформление площади

Мост через канал, 1927 год
Ограда, 1930-е годы
Скамья, 1930-е годы