Площадь Московские Ворота


Пло́щадь Моско́вские Воро́та — площадь в Санкт-Петербурге на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Название площадь Московские ворота возникло в начале XX века. 15 мая 1965 года присвоено название Московская площадь. Первоначальное название площадь Московские ворота возвращено 28 октября 1968 года[1].

В 1718—1721 годах для снабжения города питьевой водой и позже для питания фонтанов Летнего сада был прорыт Лиговский канал. В месте его пересечения с дорогой на Москву был построен деревянный мост[2]. В 1780 году Екатерина II заказала французскому архитектору Шарлю Клериссо проект триумфальных ворот для установки их на выезде из Санкт-Петербурга в Москву, который на тот момент находился на набережной Фонтанки. Архитектор выполнил не только проект самих ворот, но и нарисовал план обустройства предполагаемой площади вокруг них. Проект этот не был исполнен по причине высокой стоимости и хранится в музее Академии Художеств[3].

Снова к проектам постройки триумфальных ворот на Московской дороге возвращались в 1817 и 1827 годах — дважды архитектор Василий Стасов создавал проекты, которые по разным причинам не были воплощены в жизнь[4]. В 1831 году Альберт Кавос разработал проект «Площади Победы» в честь победы в Русско-турецкой войне 1828—1829 годов. Со стороны города на площадь, окружённую решёткой из копий, вела трёхпролётная дорическая колоннада. По обе боковые стороны площади предполагалось построить две пирамиды, посвящённые победам русской армии на Кавказе и Балканах. Со стороны Москвы же на площадь должна была вести трёхпролётная триумфальная арка средний пролёт которой был задуман более крупным и предназначался для повозок, по бокам же планировались более мелкие для пешеходов. Этот проект, как и проект Клериссо не был реализован из-за высокой стоимости[3].

В 1833 году Николай I утвердил доработанный проект Стасова 1827 года[5]. Границей города в те годы был Обводный канал, но в связи с ростом города место новой заставы с триумфальными воротами было определено южнее, между Лиговским и запланированным к постройке вторым Обводным каналами[6][7]. В июне 1834 года по проекту и под наблюдением инженера Иосифа Завадовского было начато строительство двух объездных дорог с мостами через Лиговский канал[8][9], чтобы перенести на них движение с Московского шоссе. В дальнейшем эти объездные дороги и сформировали площадь. Из-за встретившегося на пути прокладки торфянистого грунта стройка затянулась и завершилась только 26 августа[10].