Мосты Казани


Мосты Казани — мостовые переходы, путепроводы и транспортные эстакады в Казани. Разобранные, строящиеся и планируемые объекты выделены в перечне курсивом.

Издавна через Казанку устраивались наплавные (плавучие) мосты, а также дамбы, в виду резкого сезонного колебания уровня Волги и Казанки. Большинство современных мостовых переходов фактически устроено на Куйбышевском водохранилище, наполненном в 1951—1957 годах, и существенно изменившем русло Казанки.

Ранее на протоке-канале Булак были устроены два шлюза («вешняки»), один — на устье, другой — в его середине. Впоследствии через Булак были перекинуты мосты, некоторые из которых первоначально были подъёмными (последним подъёмным был Жарковский мост). В середине XIX века на Булаке стояло семь мостов. Мосты тогда были деревянными, они нередко разрушались ледоходами, половодьем, интенсивной эксплуатацией, пожарами, но восстанавливались и ремонтировались.

В 1907 году был построен первый каменный мост на Булаке (Лебедевский мост). В 1926 году наводнение разом уничтожило все деревянные мосты[26][27]. В 1940—1950 годы, во время работ по благоустройству Булака, вместо старых деревянных было построено 5 новых железобетонных мостов по проектам У. Алпарова и Е. Брудного. Они обычно именовались по порядковому номеру, начиная от Кабана (Первый мост, Второй мост и так далее). В связи со строительством комплекса защитных дамб, выход Булака к Казанке в середине XX века был окончательно закрыт.

К празднованию Тысячелетия Казани в 2005 году существующие мосты были отреставрированы. Под предлогом возвращения исторических именований их названия тогда были изменены, у мостов установлены соответствующие таблички-указатели[28]. Позднее некоторые таблички исправили.

Мосты, пересекающие Ботаническую протоку, иногда ошибочно именуемую Средним Кабаном, соединяющую озёра Нижний Кабан (Ближний Кабан) и Средний Кабан (Дальний Кабан):