Мост Александра Невского (Санкт-Петербург)


Мост Алекса́ндра Не́вского — автодорожный железобетонный разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города и правый берег Невы. На момент открытия это был не только самый крупный мост из предварительно напряженного железобетона в городе, но и один из крупнейших мостов такого типа в стране[1]. До 2004 года (открытие Большого Обуховского (вантового) моста) являлся самым длинным мостом Санкт-Петербурга. Длина моста без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м, ширина — 35 м.

Ближайшие станции метро«Площадь Александра Невского» (3 линия), «Площадь Александра Невского» (4 линия), «Новочеркасская».

Проектное название моста было Старо-Невский. 15 мая 1965 года[2][3] мост получил современное название в честь новгородского князя Александра Невского, мощи которого находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Место для моста в конце Невского проспекта было оставлено в генеральном плане города ещё в довоенный период. В противовес площади Александра Невского была оставлена площадь Челюскинцев на правом берегу Невы. Этот участок остался в виде большого незастроенного места, но название было упразднено. В начале 1950-х годов площадь Александра Невского получила современное оформление, в 1952 году началось строительство гостиницы «Москва».

В 1959 году были подведены итоги конкурса на проект нового моста. Победителем был признан проект группы авторов организации «Ленгипротрансмост» (в настоящие время АО «Трансмост»): главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы — А. В. Жук, Ю. И. Синица, С. Г. Майофис[4]. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок — инженеры института «Ленгипроинжпроект» Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина[5].

Мост возведён в 19601965 годах, строительство моста осуществлял генеральный подрядчик МО-11 «Мостострой-6» под руководством главного инженера Ю. Р. Кожуховского и прорабов: Н. В. Кольцова, А. А. Нефедова, Ю. П. Липкина, В. Н. Фомина. В строительстве моста также принимал участие МП-801 Мостостроя-6[6].