Мост 25 апреля


Мост 25 апреля (порт. Ponte 25 de Abril) — висячий мост, соединяющий Лиссабон на северном (правом) и Алмаду на южном (левом) берегу реки Тежу.

Мост пересекает место впадения Тежу в Атлантический океан. Он был открыт 6 августа 1966 года. До 1974 года мост назывался в честь Антониу ди Салазара (порт. Ponte Salazar), но был переименован после Революции гвоздик. По состоянию на сентябрь 2022 года мост 33-е место в мире среди висячих мостов по длине (список).

Идея создания моста, соединяющего Лиссабон с Алмадой или Монтижу, высказывалась в XIX (1876 г.) и начале XX века. Она получила дальнейшее развитие в 1929 г., когда португальский инженер Антониу Белу (порт. António Belo) запросил средства на строительство железной дороги через реку Тежу. Вследствие этой инициативы в 1933 г. по указанию министра общественных работ Дуа́рте Паше́ку (порт. pt:Duarte Pacheco) была образована комиссия, которая провела определённый анализ и в 1934 г. представила правительству предложение, частью которого являлось сооружение железнодорожного моста. Был начат конкурс, однако все эти проекты оказались менее приоритетными, чем мост маршала Кармоны (порт. Ponte Marechal Carmona), открытый в 1951 г.

Только в 1953 г. португальское правительство создало комиссию, целью которой являлось изучение и представление решений по организации автомобильного и железнодорожного движения между Лиссабоном и южным берегом Тежу. В 1958 г. было официально принято решение о строительстве моста, а на следующий год — объявлен открытый международный конкурс. После рассмотрения четырёх проектов в 1960 г. победа была присуждена консорциуму во главе с северо-американской фирмой «Экспортная сталелитейная компания США» (англ. United States Steel Export Company), которая участвовала ещё в конкурсе 1935 года.

5 ноября 1962 г. были начаты строительные работы. Они велись Американской Мостостроительной Компанией (англ. en:American Bridge Company), частью консорциума, выигравшего тендер, а также при помощи 11 местных компаний. При сооружении моста погибли 4 рабочих из 3000, участвовавших в строительстве. Работы заняли 2 185 000 человеко-часов; полная стоимость моста достигла 2,2 млрд португальских эскудо, или 32 млн долларов США (201 млн долларов в пересчёте на 2006 г. с учётом инфляции).

Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., в Алмаде состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства, среди которых были Президент Республики адмирал Америку ди Деуш Рудригеш Тума́ш, Премьер-министр Антониу ди Оливейра Салазар и Патриарх Лиссабона кардинал Мануэл Гонсалвиш. Сооружение было названо Мост Салазара в честь премьера (порт. Ponte Salazar).