Мотоколяска


Мотоколя́ска, изначально сокращение от слов моторная коляска — транспортное средство, занимающее промежуточное положение между полноценным автомобилем и мотоциклом.

Мотоколяски как правило сочетают кузов и шасси наподобие автомобильных с двигателем мотоциклетного типа. ГОСТ Р 51815-2001 вводит термин «мотоколяска» как дублирующий для понятия «квадрицикл с кузовом»[1].

Однозначного определения мотоколяски как типа транспортного средства официальные документы советского времени не содержали. Мотоколяску следует в общем случае отличать от микроавтомобиля (микролитражного автомобиля), хотя разница между ними не всегда является абсолютно чёткой. В целом, мотоколяска и микроавтомобиль имеют одинаковую либо близкую размерность, но при этом мотоколяска, в соответствии со своим названием, построена на базе мотоциклетных агрегатов, так или иначе приспособленных к использованию в таком транспортном средстве, в то время как агрегаты микроавтомобиля (например, СМЗ-НАМИ-086) специально разработаны именно в таком качестве. Кроме того, с точки зрения Правил дорожного движения мотоколяски в СССР относились к мототехнике, и, соответственно, для управления ими требовались права категории «А» (со специальной пометкой).

Мотоколяски имели широкое распространение в Европе после обеих мировых войн, примерно до середины 1960-х годов; после Второй мировой войны они сыграли заметную роль в массовой автомобилизации населения Европы. Особенно популярны они были в разорённой войной Германии.

В Германии отмечалось два чётко выраженных пика распространения мотоколясок — после первой и второй мировых войн.

Первое поколение было представлено такими автомобилями, как выпускавшийся с 1925 по 1928 год Hanomag 2-10 PS, который за свою «буханкоподобную» форму и упрощённую конструкцию получил в народе прозвище Kommissbrot — «эрзац-хлеб». Интересными техническими решениями выделялась мотоколяска авиатора Г. Граде — в её трансмиссии был применён лобовой вариатор в виде двух расположенных под прямым углом друг к другу дисков, однако конструкция продемонстрировала невысокую надёжность и себя не оправдала. Также весьма необычна была Cyclonette фирмы Cyclon, выпускавшаяся с 1904 до 1923 года — она буквально представляла собой лёгкую конную колясочку, в которую вместо лошади «запрягали» единственное переднее колесо с лёгким двигателем внутреннего сгорания.