Мотоори Норинага


Мотоори Норинага (яп. 本居宣長; 21 июня 1730 года — 5 ноября 1801 года) — японский научный и культурный деятель периода Эдо. Врач, исследователь японоведения и религии синто. Псевдоним — Судзуноя (яп. 鈴迺屋). Дешифратор японских хроник и старопечатных книг, в частности «Кодзики»

Мотоори Норинага родился 21 июня 1730 года в городке Мацусака Кисю-хану в провинции Исэ, в купеческой семье. В детстве его звали Томиносукэ (яп. 富之助). Отец мальчика, Одзу Садатоси, заведовал оптовыми продажами в городке. Он скоропостижно скончался в 1748 году, после чего Норинага стал приемным сыном семьи Имаида, торговцев бумагой. Однако в 1751 он вернулся к собственной семье и унаследовал председательство в ней, в связи со смертью старшего брата.

С детства Норинага изучал японскую поэзию и конфуцианское Четверокнижие и не имел задатков предпринимателя. Из-за этого дом Одзу обанкротился за два года, и будущий учёный отправился в японскую столицу Киото в надежде стать врачом. Чтобы покончить с неудачным прошлым, Норинага сменил свою родовую фамилию Одзу на Мотоори. В столице Норинага поступил в частную школу неоконфуцианца Хорэ Кагэ, где начал углубленно читать китайскую классику. Одновременно он изучал китайскую медицину школы Ли Шу под наставничеством Хорэ Мотоацу и Такэгавы Кодзюна. В 1755 году Норинага получил диплом врача и стал лечить пациентов, выбрав себе псевдоним Сюнъан (яп. 春庵).

Накапливая опыт и поддерживая контакты с ведущим столичным врачами, Норинага начал проявлять интерес к медицине школы Коихо и критиковать традиционную школу Ли Шу. Он отвергал формалистические методы определения диагноза по учению инь-ян, которые проповедовала последняя, и поддерживал способы диагностики первой, которая базировалась на эмпирической медицине и позитивистской философии. В это же время Норинага стал увлекаться Чжуан-цзы и японской поэзией. Он поучал, что радость достигается путём высвобождения человеческих чувств, и отрицал абсолютное доминирование причинно-следственных связей в мире людей и природы. Такое мировоззрение врача нашло отклик в его концепции «естественного синто».